Йога в свободное время и йога для свободы.
Йога в свободное время и йога для свободы.
Есть нечто удивительное, почти чудесное в том, что люди разного возраста, образования, профессии, национальности, темперамента, с различными склонностями и интересами вступают в йогу. Иногда внешний толчок может произвести полунеграмотный «учитель», шарлатанская статейка в газетке или книжка «по медитации», представляющая собой собрание затертых общих мест и дичайших нелепостей или обманов. Мало кому может повезти обрести вначале знающего учителя и содержательную литературу, и поэтому каждый приступает к йоге, руководствуясь собственной целью и интересами.
Большинство людей Запада занимаются йогой «в свободное время», не удаляясь от общества, и с чисто прикладными целями, главная из которых — оздоровление. При этом многие придерживаются науки, христианства, ислама или просто «здравого смысла». Для «малых» целей — укрепления здоровья, повышения работоспособности и т. п. — принадлежность к мировоззрению йоги необязательна, но нужно иметь в виду, что Высшая Цель и приемы ее достижения выражены и разработаны именно внутри индоарийского сознания.
Идейные или мировоззренческие основания йоги так же важны, как и определенные физические упражнения и приемы. Без верной цели и знания смысла никакие наши старания и упражнения не имеют большого смысла, как у заведенной, но стоящей на месте машины, которая не может двигаться без водителя. Или, если даже какое-то движение и будет, то без внимания к мировоззренческим и нравственным вехам занятия могут завести в тупик или даже в пропасть. Или знание будет обретаться мучительным способом проб и ошибок.
Эта цель — освобождение или независимость от пут неистинного, ложного, кажущегося существования. В классической йоге Патанджали, представляющей собой одно из шести истинных мировоззрений (дар-шан) индуизма, это кайвалья (отъединение, исключительность). В джайнской и индуистских (в той или иной мере ведантистских) течениях йоги конечной целью является мокша (избавление),в буддистской йоге — нирвана (утешение или угасание), в некоторых течениях тантры или сикхской йоге она выражается словом сахаджа (естественность).
Только для немногих может быть понятна и привлекательна цель, предполагающая отсутствие личного бытия в мире. Эту немирскую цель йоги часто предпочитают заменять словами «достижение гармонии», «познание Истины», «самопознание». Да, мы можем сказать, что йога — это всецелое соединение себя со всеобщностью вещей, но это уже вторичные определения йоги. Главная цель, отобранная прозрениями и опытом многих ее исполнителей, включает или обобщает частные цели тех или иных людей: «Йога — мыслеверти заключенье» (yoga citta vrtti nirodhah).
Упрощенно, йога прежде всего — управление сознанием и обобщение познанного. Мир предоставляет нам столько возможностей для этого!
Что многозначное слово йога издавна означало и цель, и средство, прекрасно видно в следующих словах Вьясы (на Йога сутру, 3.6): «Йогу следует познать йогой, йога от йоги происходит. Кто же опьянен йогой, тот навсегда радуется в йоге». Истинная йога начинается лишь тогда, когда начинают искать исключительно Истину и Свободу. До этого йогу используют для мирской пользы, в качестве средства для достижения мирских целей. То есть это относится к области бхоги.
Умение различать йогу как средство и йогу как цель и правильная оценка и применение своих способностей, возможностей и сил является важнейшим условием совершенства. Кое-кто, прочитав в книгах, что цель йоги — отречение, понимает его только как отрицание. Утверждают, что надо отказаться от мира или отречься от себя, от «я». Но, не зная, что такое «мир», «я», отречение часто приравнивают к отверганию каких-то материальных вещей, отказу от имущества, домовладения, семьи, работы и сидению где-то в уединенном месте. Итог такого плохо понимаемого и неподготовленного отречения, как правило, бесполезен, смешон или печален.
Такой человек, впустую потратив время, скорее всего, достаточно быстро оставит свое уединение. Хотя, впрочем, и этот опыт пригодится, если человек поймет, насколько сильна в нем тяга к предметам и обществу и насколько трудно, оказывается, отречение. Стремление к людям, вещам, развлечениям, вкусной еде и т. д., которым прежде не придавал значения из-за их постоянного присутствия или будущей возможности, вдруг с громадной силой начинают захватывать ум, «искушать» его воспоминаниями и мечтами и неудержимо тянуть человека.
Иное дело, когда человек внутри традиции принимает решение стать йогином. Видимо, он видел разнообразные примеры отрекшихся от мира, скорее всего, у него есть учитель, он осознает цель — освобождение от мира, примерно представляет, какие тяготы и обязанности на себя возлагает. Возможно, когда-то он остро почувствовал, что в мире, от которого он отрекается, нет смысла или справедливости. Люди встречаются, совокупляются, размножаются, болеют, дряхлеют и умирают. Идет смертная борьба существ за выживание, наслаждения, власть, богатство, которые один отнимает у другого...
В традиционной Индии йогин порывал все личные и общественные связи: если он был дважды рожденным, то снимал с себя священный шнур, а вместе с ним — все сопутствующие тому или иному состоянию или общественному положению обязанности. Он порывал с прошлым, принимал новое, духовное, указывающее на высшую цель и приобщающее к Высшему, имя. Он жил или в ашраме, или при храме, или в уединении. Своим подвижничеством, самообузданием, сосредоточением и созерцанием он стремился прекратить и удалить из сознания даже целеполагание.
Но занимающийся йогой читатель данной работы вряд ли будет считать себя йогином, свободным от личных и общественных обязанностей. Раз он живет еще в мире, он — человек мирской. Поэтому цель его занятий — развитие своих способностей и наилучшее выполнение своих общественных, семейных и личных обязанностей на пути к Истине.
«Мир исправить нельзя», — утверждают некоторые мудрецы. Но можно ли быть незатронутым им?
Нет ни одной области жизни, которая не касается нас. Конечно, одна затрагивает больше, другая почти не затрагивает. И если мир нельзя исправить, то значит ли это, что нельзя и еще больше испортить? Если нельзя быть незатронутым им, то разве мудрее быть его вечным рабом или жертвой?
«Труды жизни возлагаются на нас, чтобы очистить нас от эгоизма, а социальные учреждения призваны помочь росту души» (С. Радхакришнан).
Пока человек не достиг безусловного Освобождения, у него в мире три области действий — телесная, словесная и умственная и соответственные области свободы: свобода телесная, свобода словесная, свобода мысленная. Телесная свобода — это свобода от болезней, сохранение здорового тела, свобода удовлетворять его потребности и уметь их обуздывать. Свобода словесная — свобода выражать и сообщать другим свои убеждения. Свобода мысли — творческое умение управлять своей мыслью, отличать истинное от ложного, главное от второстепенного, нужное от лишнего и т. д. До сих пор на нашей родине было слишком много свободы для дурного и злого. Не стесняются злодеи и негодяи, не стесняются своего унижения пропившие достоинство и совесть пьяницы, валяющиеся в грязном тряпье в собственных испражнениях. Не стесняются сквернословы. Не стесняются дорвавшиеся до власти насильники, лжецы и мошенники (даже на самых высоких должностях и постах). Мысли навязываются, упрощаются и развращаются средствами массовой информации.
Для возвышенных мыслей и проявлений остаются маленькие закутки — умная книга, прекрасная музыка, письменный стол, теплые беседы с друзьями... Те, кого зовут духовными людьми, которых у нас, думаю, побольше, чем на Западе, не определяют качество общественной жизни. Их «забивают» наглые политики, биржевики, торговцы от культуры. Они бессильно наблюдают тупое вымирание народа от бесцельности, пьянства, без оплаты своего труда. Это во многом связано с утратой преемственности мировоззрения и разрушением основ мироустройства. Пятитысячелетний, по меньшей мере, опыт индийской цивилизации может стать важным подспорьем для его восстановления.
Баланс тела, ума и духа
Сеанс аюрведического Йога - массажа – это прекрасный способ снизить стресс и почувствовать, как жизнь течет в вашем теле.
Аюрведа, одна из древнейших научных систем в мире, включает диету, травы, ароматы и массаж. Слово «Аюрведа» означает «наука долголетия» и впервые упоминается в текстах на санскрите 5000 лет назад. Она занимается искусством гармонизации тела, ума и духа – восстановлением баланса на физическом, ментальном и эмоциональном уровнях – и открытием пространства для исцеления изнутри.
На Востоке техники Йога - массажа всегда ценились за свои целительные свойства. На Западе в последние 300 лет считалось, что человеческое тело – это вид механизма, несмотря на единый организм, связывающий внутренний и внешний миры.
Однако сегодня терапевтическое значение Йога - массажа снова признается и процветает в западном мире. Восточные методы дополняют его, сочетая интуитивные прикосновения с мастерством, отточенным и доведенным до совершенства на протяжении долгой традиции и практики.
Согласно Аюрведе, здоровье – это гармоничный баланс между телом, умом, душой и окружающей средой.
Аюрведический Йога - массаж – это стимулирующий массаж глубоких тканей, использующий массирующие движения руками и ногами для избавления от напряжения в мышцах и суставах. Основанные на йоге растяжки используются для раскрытия тела, чтобы позволить свободно течь пране – жизненной энергии.
Таким образом в работу добавляется новый уровень, который непосредственно выравнивает кости и создает пространство и подвижность в самом центре физического тела.
Поскольку мышцы обычно крепятся возле суставов, этот метод воздействует на них в месте их прикрепления. Это один из наиболее эффективных способов освобождения от блоков, расслабления мышц и выпрямления тела. Одна из особенностей этого массажа – сочетание глубокого массажа и вытягивание мышц с помощью растяжек.
Аюрведический Йога - массаж стимулирует иммунную систему. Техника массирования по направлению к сердцу поддерживает медитативность и улучшает течение пранической энергии в теле.
Аюрведический Йога - массаж может вернуть телу грациозность и живость, избавить от хронического напряжения в шее, плечах, пояснице и суставах, улучшить циркуляцию крови и лимфатической системы и внести осознанность в старые привычки и шаблоны в теле. Он снижает стресс и расслабляет ум, создавая хорошее самочувствие и поддержку для баланса и исцеления тела.
Йога - массаж работает через кожу – орган прикосновения и самый большой орган тела. Рецепторы кожи очень чувствительны к свету, прикосновению, боли, жару и холоду.
В Аюрведе стимулируются жизненные точки, известные как «марма», и используется множество различных натуральных масел и особый порошок, в зависимости от типа человека: Вата (воздух), Пита (огонь) или Капа (земля). Это поддерживает усиление жизненной энергии.
Медитативный терапевт, прикосновение которого исходит из пространства любви, принятия и присутствия, может помочь нам быть расслабленными и осознанными в каждое мгновение. Тогда сессия становится танцем энергии – легким и текучим.
Мы можем расслабиться и чувствовать нашу прирожденную красоту и жизненность на глубоком уровне. Этот массаж – приглашение быть расслабленным в теле. Он приносит нам чувство баланса и грации, которые дополняют нашу природную мудрость тела и помогают ему обрести гармонию и исцелить себя.
Что может дать йога современному человеку?
Современная цивилизация требует от человека динамики. В нашей быстро меняющейся жизни очень тяжело найти время для релаксации. Человек не имеет возможности есть в спокойной обстановке, не находит спокойной обстановки для работы, не может спокойно спать. Подобный образ жизни создает напряжение. День за днем это напряжение растет, и в итоге приводит к различным расстройствам и болезням. Тогда человек задумывается о релаксации.
Обычно люди говорят, что они расслабляются в кресле во время работы, и им не нужно особого отдыха. Но такое расслабление не может полностью снять утомления.
Йога – это самый простой и реальный путь релаксации. Большая часть практикуемой йоги (асаны, пранаямы) имеют психосоматическую природу. Йога помогает расслабиться как физически, так и умственно. Физическое, умственное, эмоциональное, социальное и духовное развитие индивидуума, а также становление его как хорошего гражданина своей страны – является целью системы образования. Цель системы йоги аналогична. Йога помогает развить все эти аспекты личности.
Йога дарует мир телу и разуму. Если разум спокоен, человек может эффективно направить его на выполнение задач (работы) при минимальной затрате физической и умственной энергии.
Злоба, зависть, ненависть – это факторы, разрушающие личность. Практикуя медитацию и пранаяму, человек в состоянии осознать свои недостатки и исправить их.
Имеет ли йога какой-либо религиозный контекст? Можно ли заниматься только физическими упражнениями, не совершенствуясь духовно?
Т.е. можно ли забивать гвозди микроскопом и палить из пушки по воробьям? Да, минимальный эффект йоги – физический. Драгоценная йога даже в таком предельно усеченном варианте дает положительные результаты. Стройная фигура, гибкость, здоровье и не зависящая от возраста молодость – это то, что хатха-йога может дать каждому.
В религиозном плане йога – вне религии. Сторонники любой конфессии и атеисты благодаря ей могут развить лучшее понимание реальности, увеличить ясность восприятия и глубже понять свою религию.
На какой возраст ориентированы занятия йогой?
Заниматься полезно до 30 лет. После 30 лет… занятия хатха-йогой – совершенно необходимы!
Нет ли каких-либо противопоказаний?
Нет, если занятия ведет достойный инструктор. Их мало, узнать их можно по сертификатам, выданным индийскими Учителями, и по спокойной мудрости во взгляде. В Москве такие международные удостоверения выдавались в свое время Джаякумаром Свамишри после прохождения длительного курса занятий в Индийском посольстве. Эти инструктора к каждому занимающемуся подходят индивидуально, учитывая все особенности его здоровья, даже, если в группе – 30 человек.
Да, если занятия проводит фитнес-инструктор. В этом случае противопоказания такие же, как для занятий калланетикой или аэробикой.
Когда лучше заниматься йогой, в какое время суток?
Если вы занимаетесь утром, то весь день пройдет более плодотворно, если днем – работоспособность повысится. А если вечером, ваш сон будет более полноценным и для восстановления организма понадобится меньше времени. Так что не жалейте времени на йогу: оно многократно окупится!
Нужна ли особая физическая подготовка? Легко будет освоиться новичку?
У настоящего инструктора каждый занимается в меру своих возможностей. 80-летние и 25-летние, больные и здоровые, подготовленные и не очень, одинаково учатся чувствовать свои пределы, не насиловать себя, но и не лениться.
Менее квалифицированный инструктор обычно ставит какие-то ограничения в приеме новичков в группу. Чем меньше ограничений, тем опытнее инструктор!
Что приводит людей на занятия йогой? Любопытство, мода, желание совершенствоваться?
Да, хатха-йога в очередной раз вошла в моду. От любопытных отбою нет. В результате большой процент любопытных всерьез начинает заниматься самосовершенствованием. Система, разрабатывавшаяся мудрецами в течение 5 тысяч лет, помогает всем без исключения.
Есть ли такое понятие Женская йога?
Женщины, как наиболее активная и духовная часть общества, в большей степени интересуются йогой. Многие асаны и приемы в йоге помогают при менструациях, беременности, облегчают роды. Незаменима йога и при менопаузе. Развивает она и такие необходимые женщинам качества как выносливость, терпение, благородство, мудрость.
Но те же самые асаны и пранаямы, что укрепляют женскую половую сферу и физическое здоровье, помогают мужчинам избежать импотенции, преждевременного семяизвержения, развить мужество, выносливость и силу.
Метод восстановления позвоночника на основе принципов йогатерапии
Организм человека это открытая биологическая система, живущая в постоянном взаимодействии с внутренней и внешней средой. При нарушении естественности этих предусмотренных природой связей, наступает «сбой системы» в виде болезни. Мы всегда реагируем на болезнь, как на несчастье, но ведь можно рассмотреть ее, как диалог Бога, Природы, Высшего Разума с человеком. Вам неоспоримо приходится остановить свой суетливый бег по жизни и, анализируя ситуацию, вы может быть придете к выводу, что причиной болезни был в целом тот образ жизни, который предшествовал этому дню. Вы можете найти временное решение проблемы «на стороне» - врачи, таблетки, массажи, процедуры, диеты и т.д., но ситуация обязательно вернется и повторится, если не устранить первопричину, поскольку проблема именно в вас самих, и воздействовать и менять что-либо надо кардинально - отношение к жизни, привычки, характер, систему ценностей. Изменить себя самому, независимо ни от кого - тогда может наступить полное излечение, за исключением редких случаев, когда болезнь уже дошла до необратимых изменений или это полученное увечье. Часто только попав в беду мы начинаем глубоко и по настоящему задумываться о том, как выбираться из той бездны, которой является наша болезнь.
Итак, врачами вынесен приговор, невыносимая боль, которая не даёт даже наклониться над умывальником, импульсы к мышцам живота не проходят и он вываливается, левая нога потеряла чувствительность. Позади 1,5 месяца на больничной койке в лучшей больнице, а облегчением и «не пахнет». Стыдно, что на протяжении многих лет зная о йоге, являясь учеником В.А. Зубкова, вынужден обращаться к кому-то за помощью, и (о ужас!) по заключению врачей, к хирургам. Гарантия успеха - 50%, а потом инвалидность. На вопрос «может ли помочь йога?» отвечают, что запрещена категорически, и вообще «никаких нагрузок».
Настало время делать выбор. Слава Богу хватило ума посмотреть на тело врача, чтобы понять, что оно от йоги весьма далеко, и я рискнул попробовать помочь себе сам. Как говорит тибетская медицина: «все болезни от невежества» - значит надо получить знания, а информации при желании можно найти достаточно. Это и стало началом моего пути к здоровому позвоночнику. Перелопатив около 10 кг. литературы и добравшись до знаний по анатомии и физиологии, ничего конкретного не нашёл. Выбор правильного направления воздействия подсказало изучение брошюры из серии "Медицина против медицины", написанной М.Я.Жолондзом - "Остеохондрозы - заблуждение. Блокады дисков". Автор показал несостоятельность, а в некоторых случаях вред, в подходе уже существующих в медицине методов терапии позвоночника, таких, как массаж, новокаиновые блокады, электрофорез, диадинамические токи, хирургическое вмешательство. Его рекомендации использовать два реально эффективных способа - мануальную терапию и аккупунктуру, помогли при обращении к йогатерапии, в подборе традиционных и разработке новых упражнений, а также направили внимание на энергетическую составляющую практики, так как акупунктура предполагает проработку на уровне соответствующих проблеме энергетических меридианов. Поэтому бандхи ("психоэнергетические замки") традиционно используемые в практике йоги, заменили аккупунктуру по принципу еще более мощного, но, что очень важно, естественного фактора, аналогичного её воздействию. Дальше появлялись наработки, основанные на принципах, изложенных в литературе по хатха йоге, в том числе из серии «Антология йоги», в видеоматериалах и вынесенные из живого обшения с отечественными мастерами йоги на семинарах в Кишиневе.
Что я выяснил для себя в результате: позвоночник должен аккуратно сгибаться вперёд, назад, влево, вправо, скручиваться в обе стороны, но перед этим необходимо акцентировать внимание на вытяжении позвоночника с целью увеличения межсегментарного пространства для освобождения дисков от компрессии во время выполнения всех этих движений. Что это даёт? Уменьшается боль, увеличивается амплитуда движений, улучшается приток крови и лимфы, обеспечивая тем самым разогрев и питание глубоких мышц спины, стимулируя их регенерацию механическим воздействием. При проработке различных отделов позвоночника применялся соответствующий их анатомическому строению и функциям подбор асан, которые способны напрямую воздействовать на костную структуру и мышечную ткань, причем достигается эффект проработки глубоких "внутренних" мышц, которые недоступны обычным методам массажа и акупунктуры. Направленность напряжения на фоне обшего расслабления не участвующих в прорабатываемом участке мышц, еще один мощный фактор правильного выполнения асан, обеспечивающий необходимое перераспределение крови. Важная роль отведена дыханию, как одной из главных функций, питающих организм энергией - оно должно быть ровным и глубоким. Концентрация внимания обеспечивает направленность энергии и её "уплотнение" в нужных участках тела. Разве можно сравнить бездумное повторение других альтернативных способов воздействия на наш организм с той уникальной, проверенной тысячелетиями системой йоги, которая позваляет контролировать, а значит направлять оздоровительный эфект практики. За счет явления суперкомпенсации, направленном в регулярные раздражители, получаемые телом, через 2.5-3 месяца (в зависимости от возраста практикующего), способны изменить конфигурацию компонентов состовляющих сустав. Организм настолько адаптивен, что даже при дистрофических и дегенеративных изменениях он способен востановить утраченную форму и прогрессировать к улучшению работоспособности суставов.
Упорная и каждодневная практика разработанного метода позволила уже через 2 месяца снять боль, еще примерно через 4 месяца полностью вернулась утраченная двигательная активность. С тех пор прошло четыре года. За это время мою систему естественого оздоровления позвоночника с помощью асан хатха йоги испытали на себе более ста человек, которым я очень благодарен. Доверившись мне, они помогли под другим углом взглянуть на проблемы позвоночника, и тем самым улучшить разработанный комплекс, сделать его более разнообразным для каждого индивидуального случая.
Помните, что ваш организм - это саморегулирующаяся и самовостонавливащаяся система. Достаточно во всех отношениях вернутся к «запрограммированному» природой естеству или хотя бы не мешать ей злоупотреблениями, присущими современному урбанизированному человеку. А если помимо этого мы применяем уникальную по своему всесторонему и мощному оздоровительному эффекту систему, состоящую из правильного питания, дыхания, водного баланса, психического равновесия, терморегуляции, гидротерапии (внутренней и внешней) и комплекса йоговских упражнений, то функции самовосстановления значительно возрастают. Сколько минусов ваших вредных привычек вы переведете в плюсы, во столько раз усилится позитивный эффект воздействия - и не только на позвоночник, но и на весь организм в целом.