Холотропное дыхание.
Холотропное дыхание.
Козлов Владимир. Холотропное дыхание.
Холотропное дыхание (от греч. holes - целый, tropein - ведущий) "дыхание, ведущее к целостности", - методика, автором и теоретиком которой является С. Гроф. Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:
более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
побуждающая музыка;
помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситгера)
Предварительные условия
1. Процесс групповой.
2. Наличие ведущего, который стимулирует, управляет и контролирует процесс.
3. В зависимости от количества членов групп (холонавтов) наличие ассистентов (на 7-10 человек - 1 ассистент).
4. Обеспечить контролируемость процесса через очередность прохождения процесса в паре. На каждый сеанс должно быть достаточное количество ситгеров, физически сильных.
5. На каждого холонавта должна быть обеспечена площадь для прохождения сеанса не менее 1,5 х 2 м.
6. На процессе должно быть достат чное количество мягкого материала (одеял, подушек) для предотвращения физических травм.
7. Специально подобранная музыкальная программа.
8. Музыкальное сопровождение процесса должно соответствовать следующим требованиям
высокое качество фонограммы,
достаточный уровень мощности аппаратуры (с резервом силы сти-мульного фона), .
широкий диапазон воспроизводимых частот (20-20000 ГЦ),
желательно обеспечение .ртереоэффектов.
9. Аппаратура должна обеспечивать работу через микрофон и микширование.
10. На процесс не допускаются:
больные с шизофренией, астмой, инсультом, нервные инфаркты, глубокие неврозы, недавние переломы, гипертония, МДП, эпилепсия, ломкость костей (более подробно см. приложение 2);
беременные;
дети до 14 лет.
Программа занятий (однодневный модуль)
Общая настройка на сессию.
Вводная лекция.
Перерыв (15 мин).
Выбор партнера.
Вводный инструктаж для ситгеров.
Перерыв (15 мин).
Настройка на процесс А.
Процесс А, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.
Перерыв (20-30 мин).
Настройка на процесс Б.
Процесс Б, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.
Перерыв.
Обсуждение в круге.
Групповая медитация.
Изложение техники холотропного дыхания в этой книге имеет не чисто ознакомительный характер, поэтому я буду более содержательно останавливаться на каждом этапе.
Количество участников
Количество участников тренинга по холотропному дыханию зависит от многих переменных. В моей практике группа варьировала от I до 200 человек. Нижняя количественная граница, позволяющая использовать все возможности холотропной техники, 10 человек. Оптимальная граница - 20 - 40 человек. При этом нужно учитывать возможности зала (на каждого холонавта не менее 3 кв. м. площади) и возможности команды (на каждые 10 человек группы должен быть хотя бы один ассистент).
Музыкальное обеспечение
Постарайтесь использовать звуковое сопровождение высокого качества. Лучший способ - это пользоваться хорошей звуковой аппаратурой: проигрывателем компакт-дисков или записями, сделанными с компакт-дисков. Когда вы пользуетесь компакт-дисками и сами составляете программу холотропного дыхания, ориентируйтесь на состояние группы.
Для хорошего звучания в комнате среднего размера с группой из 12 человек необходимо иметь две или четыре хороших колонки не менее чем с 12-дюймовыми (1 дюйм = 2,5 см) басовыми динамиками (min. AC-35 или S-90).
Включайте новый звуковой отрывок, полностью убирая громкость, затем постепенно увеличивайте громкость, а непосредственно перед сменой музыкального отрывка постепенно сводите громкость "на нет". Если вы начинаете или заканчиваете отрывок на месте, которое не является естественным началом или концом, выбирайте места, которые звучат логически завершенными. Делайте плавные переходы между отрывками музыки, так чтобы внимание участников не отвлекалось от их собственных переживаний. Отрывки должны иметь некоторую последовательность ритма, потока и инструментовки. Перерыв между кусками должен быть 2-3 секунды. Проверьте громкость звука, слушая его из центра комнаты.
1 2 3 › »