Интервью с мастером Ма Хун. Цигун. Ушу.
Интервью с мастером Ма Хун. Цигун. Ушу.
- Благодарю вас. Это было замечательно. Очень подробно.
Китайское у-шу (боевое искусство) сейчас очень нуждается в подробном систематическом изучении. С одной стороны, мы должны продолжать пропагандировать наше искусство, а с другой стороны, мы должны предпринять научное его изучение. Например, какой вид у-шу больше подходит для физического развития, а какой- просто для здоровья. Необходимо рассмотреть эти вопросы с научной точки зрения. К этому мы должны приблизиться научными средствами, нет необходимости говорить только об инь, ян, ци; абстрактных понятиях. Мы должны быть очень научны. Я считаю, что Америка- это страна, в которой наука развита очень хорошо. Было бы прекрасно, если бы Америка использовала свои научные средства для изучения китайского боевого искусства.
Сейчас мы пытаемся выработать определенный тип отношения к ТАЙ ЦЗИ.
Первое - это необходимость распространять наше искусство, а второе - необходимость исследовать, изучать его. Мы хотим рассмотреть и исследовать так же и другие формы боевых искусств: Синь И, Ба Гуа. Но необходимо определить, какой из стилей НАИболее научен, наиболее доступен для изучения и лучше всего подходит для самозащиты. Сейчас существует несколько направлений в кунг-фу, делающих упор только на внешнюю силу, не работая в духовном направлении, где обогащение и сохранение жизненных сил способствует долголетию. И поэтому, жизнь в боевом искусстве коротка. Существуют другие искусства, делающие упор на духовный аспект, не уделяя внимания боевому аспекту. Тем не менее, мы хотели бы изучить преимущества, которые эти практики дают для сохранения здоровья, продления жизни и самообороны.
Что касается ТАЙ ЦЗИ, стиль Чень лучший в семействе стилей. Он развивает не только тело, но и сознание. к сожалению, Не все об этом знают.
- Пожалуйста, объясните подробнее.
Изучая ТАЙ ЦЗИ, иногда мы очень нервничаем, испытываем напряжение, не можем избавиться от навязчивых мыслей. Мы думаем о том, о другом - это все вносит в сознание беспокойство. Некоторые люди находятся на грани нервного перенапряжения. Они не могут расслабиться. Однако, в практике ТАЙ ЦЗИ расслабление необходимо. Форма, которую мы изучаем, содержит в себе 83 позиции. Именно ее передал нам наш учитель. В ней более трехсот движений. Каждое движение в каждый момент требует высокой точности исполнения; отклонения недопустимы. Заниматься нужно каждый день с полной концентрацией. Спустя некоторое время, хорошо освоив движения формы, вы сможете использовать свое сознание свободно, без напряжения, но с полной концентрацией. Раньше я очень много болел, был слаб, страдал бессонницей, не мог работать - вот почему я начал изучать это искусство. Мне было, тогда тридцать пять. Сейчас мне шестьдесят девять. Я все еще чувствую себя тридцатишестилетним. Это преимущество я получил от своих занятий. Я практикую ТАЙ ЦЗИ каждый день. И мой более, чем тридцатилетний опыт позволяет мне сказать, что ТАЙ ЦЗИ- это чудесно.
- Вы занимаетесь ТАЙ ЦЗИ уже много лет. У каждого стиля есть свой собственный метод. Существуют точные методики по Син И, Ба Гуа. Не могли бы вы сравнить их между собой? Сравните, пожалуйста, ТАЙ ЦЗИ и Синь И. Как вы считаете, чем они отличаются? В чем похожи? Есть ли сходные черты Чень ТАЙ ЦЗИ и Ба гуа?
Я считаю, что все три стиля имеют много общего. Они все произошли от одной космологической теории инь и ян. А вот формы, позиции – различны. Характер и ритм движений так же различен. Синь И имеет более прямолинейные движения. Ба Гуа использует круг и вращательные движения. ТАЙ ЦЗИ объединяет в себе все эти виды и качества движения. Не смотря на то, что эти стили внешне отличаются, на высоком уровне требования одинаковы - правильный баланс жесткого и мягкого. Общие требования единства сознания и тела. Сердце, Ци, Дух. И тогда форма и дух в гармонии. И невозможно сказать, которые из них лучше. Изучайте, что вам нравится больше.
- Преподавая вашим ученикам, каким способом вы обучаете их усилию «фа-цзинь»? В ТАЙ ЦЗИ присутствует некоторое качество жесткости. Когда речь заходит о «Фа- цзинь», чему вы учите ваших студентов?
Первый шаг можно найти в форме. Поначалу я учу их копировать только движения- этого достаточно. Затем, они учатся передавать энергию, потому что подобная передача осуществляется не только внешне, но и внутренне. Они учатся наблюдать, как энергия переходит из одной точки в другую.
- А как вы обучаете намерению?
Оно присутствует в каждом движении. Намерение и «ци» суть одно и то же. Мое намерение, моя «ци», где они зарождаются? В дань- тьень. Они должны зарождаться там, а не проходить от одного плеча к другому. Это необходимо понимать.
- Все люди очень разные, с чего вы начинаете обучение?
Мы начинаем с первого движения. Если стоудентам легко, мы идем быстрее, если не очень - то медленнее. Не важно, в чем слабость человека - начинаем мы всегда одинаково. Чтоы развить намерение, сначала нужно выучить базовые позиции, знать, где должно закончиться каждое движение и на чем нужно сосредоточиться. Я не преподаю сидячую медитацию, как другие учителя. Но я постоянно подчеркиваю необходимость непрерывной практики, и, постепенно, они выстраивают целостную картину. Именно поэтому, на разный уровнях люди изучают разные формы.
У разных учеников разные цели. Некоторые хотят стать докторами. Некоторые уже имеют специальность. Кто-то хочет стать массажистом. Чему же можно их научить? Нужно показать им, как проходят мередианы. Чтобы получить знания по этому предмету, Я поступил в медицинский колледж на отделение китайской медицины. В возрасте пятидесяти лет стал студентом и изучил меридианы. Я хотел узнать, как проходят по телу двенадцать меридианов. Ученики тай-цзи высокого уровня обязательно должны знать, как проходит энергия в теле.
Знание таких точек, как бай-хуэй и хуэй-инь просто необходимо - потому что в этом случае вашему сознанию гораздо легче выстроить линию и выпрямить позвоночник и, таким образом, устранить множество проблем, связанных с ним.
Используя силу, идущую через ноги, нужно знать меридиан Шан-ян. Энергия идет по нему вниз и переходит в шан-инь - вот, как движется энергия во время удара. Поэтому, испуская энергию, нужно знать, как движется поясница и как ци выходит из дань- тьень.
- А, теперь, позвольте задать вам последний вопрос. Мы благодарны вам за открытую и доброжелательную беседу. Мы затронули многие темы, скажите, пожалуйста, возможно, мы что-нибудь упустили. Как вы считаете, есть ли еще какие–нибудь аспекты вашего искусства, представляющие интерес для читателей?
Мой опыт показывает, что, правильно практикуя тай-цзи, человек становится более спокойным, обретает способность мыслить яснее, сильнее концентрируется и не так легко отвлекается. Вы уподобляетесь воде - становитесь такими же естественными. Сейчас у меня есть ученики во многих провинциях Китая. Даже в Гонг-Конге. В Тайване тоже есть практикующие. Там были опубликованы мои статьи в журналах. Четыре статьи. Я пытаюсь помочь людям и для этого распространяю искусство. Я считаю, что у стиля семьи Чень есть научная основа и поэтому нам легче учить людей, а им легче научиться. Распространение искусства является моей целью. В Китае существует поговорка: путь по которому я иду говорит, что мое направление верно. И я живое тому доказательство. Я хотел бы поделиться нашим искусством со всеми.
В Китае говорят, что, прежде, чем изучать боевое искусство, необходимо осознать его философскую основу. Поэтому нужно будет стать исследователем. А для того, чтобы правильно понимать и следовать теории, верной теории, необходима дисциплина. В этом случае вы сможете придерживаться правильного направления и постепенно отказаться от поверхностного, обрести глубину и, в конце концов, добиться появления плода.
В Китае существует множество боевых искусств. В Тай-Цзи есть много разных стилей. Нужно учиться сравнивать их между собой и определить лучший - тот, что наиболее точно следует теории Тай-Цзи. Те, что не следуют теории, не имеют ценности. Опубликованные мной книги в Китае приобрели большую популярность. Редактор журнала по Тай-Цзи купил одну из них и сказал, что это лучшая из существующих книг о Тай-Цзи. Но это его слова. А я считаю, что все хорошее, чему я могу научить, было передано мне моим учителем.
« НЕЙРОРЕЧЬ | Современные мастера. Рассказ о Чжан Цинлине. »