Кайя-кальпа (вечное тело). | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Кайя-кальпа (вечное тело).

Кайя-кальпа (вечное тело).

ПОДРОБНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ КАЙЯ-КАЛЬПЫ.

Асаны и пранаямы хатха-йоги.
"Физиология едва ли способна взять на себя исчерпывающее объяснение йоги. Ведь йога представляет собой большое направление с глубокой историей, опирающееся не только на практику воздействия на на соматические и психические функции, но и на социально- психолгические и философские аспекты."
Проф. НоздрачевА.Д.

Использование в практиках продления жизни асан(физических упражнений) имеет древние корни. Некоторые асаны были изображены на печатях, найденных при раскопках в Мохенджо-Даро. Запечатлели их и старинные китайские рисунки.
"Асана в йоге – поза, принимаемая для выполнения упражнения, или сама им являющаяся… Главная цель занятий асанами в хатха-йоге – прочистка пранических(энергетических) потоков в теле, выпрямление и развитие максимальной гибкости позвоночника… Попутно достигается общая гибкость тела, идеальная осанка, улучшение кровообращения, дыхания, пищеварения и пр. Многие асаны являются эффективными упражнениями лечебной физкультуры… Методы освоения асан хатха-йоги были до начала 20-го века секретом странствующих и уединённых йогов и передавались традиционным способом, теперь же они широко известны в мире. Занятие асанами как физическая культура часто отрывается от духовных целей, которым они служат в традиции, и используются вполне эффективно для обретения здоровья и работоспособности." (№11,стр.63-64)
Говоря о практике асан, следует оговориться, что в этой практике используется три составляющих элемента: непосредственно асана(положение тела), бандха(санскр."замок" – изолированное сокращение группы мышц) и мудра(санскр."печать" – в значении "запечатывать", закрывать естественные отверстия тела). Эти три практики неразделимы и зачастую выполняются одновременно.
Современные исследователи, рассматривая практику применения асан, подтвердили их значительный физиологический эффект и влияние на кровообращение, дыхание и общий энергетический обмен организма.
Существует несколько теорий, объясняющих механизмы действия асан. Каждая из них по-своему права, но ни одна не в состоянии окончательно и достоверно объяснить практику асан целиком. С точки зрения профессора Смирнова "Цель физкультурных асан – укрепить тело, сделать его более выносливым, упрочить те или иные токи действия, которые по-санскритски называются пранами. С точки зрения современной физиологии под развитием пран можно понимать закрепление желательных кортико-висцеральных рефлексов и торможение нежелательных. Цель медитационных асан – создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечивающее правильное кровоснабжение внутренних органов и правильное дыхание… С точки зрения европейской физиологии нужно поддерживать статическое напряжение мышц, чтобы создать ровное, бесперебойное течение нервного импульса, напрвляемого в данную мышцу или группу мышц." (№16,стр.393). Эта теория получила название теории кортико-висцеральных рефлексов.
Другая теория – теория сомато-сенсорного воздействия асан – пересматривает и дополняет предыдущую. Её основные положения:
а) "При исполнении асан (за исключением шавасаны) происходит экстремальное воздействие на сомато-сенсорные и висцеральные рецепторы"(№23,стр47);
б) Асаны задействуют весь спектр соматосенсорных рецепторов( мышечные, мышечно-сухожильные ,суставные), рецепторы кожи (рецепторы давления, осязания, терморецепторы) и висцерорецепторы ( механорецепторы стенки желудка и брызжейки, голые нервные окончания )
в) "Большое количество поступающей в ствол мозга через коллатерали афферентной информации идёт к неспецифическим системам ретикулярной формации, что в смысле "реакции пробуждения" (активации) может в решающей степени способствовать повышению бодрости."(№23,стр.49)
г) "Часть афферентного потока соматосенсорной информации может привести к высокой активности нейронов в соответствующих отделах мозга…это должно было бы привести к формированию более точного и более объёмного кортикального представительства афферентной информации."(№23,стр.49-50)
Также большое значение имеет теория кожновисцеральных рефлексов, Согласно ей, "на уровне сегментов спинного мозга висцеральные и кожные афферентные пути конвергентно переключены в заднем роге, что ведёт к общим сенсорным эффектам в рамках зон Захарьина-Геда, которые известны как висцеромоторные рефлексы." (№23,стр.49) Эти рефлексы являются основой массажа рефлексогенных зон, который может производиться и посредством асан хатха-йоги. Воздействие на те или иные зоны кожи приводит к увеличению потока афферентной информации, воспринимаемой организмом как сигнал от органа, в ответ на который организм производит регуляцию этого органа. Эта теория предполагает, что древние йоги знали большое количество кожно-висцеральных зон, некоторые из которых до сих пор неизвестны медицине. Косвенно это подтверждается существованием в индийской медицине Аюрведа понятия "мамра" – биологически активных точек на теле, которых насчитывается 107.
На основе асан хатха-йоги в двадцатом веке как самостоятельное направление развилась школа йогатерапии. Основоположниками этого направления являются Шивананда, Кувалаянанда, Шри Йогендра и др. Деятельность йоготерапии направлена на излечение заболеваний набором асан, различных при различных заболеваниях. Несмотря на отсутствие серьёзной теоретической базы, с помощью йоготерапии успешно лечится более ста различных заболеваний.
Пранаяма (санскр. "обуздание праны") – дыхательные упражнения, использующиеся в практике хатха-йоги. "В традиционном понимании указанные дыхательные упражнения служат для управления получением и распределением праны в организме, что с одной стороны, должно дать гармонию тела и духа, а с другой – подготовить или непосредственно подвести к духовным медитативным практикам." (№23,стр.55)
Однако, некорректно было бы говорить о пранаяме, не попытавшись предварительно понять понятие слова "прана". Прана – термин расхожий и существует большое количество его интерпретаций. Так, например, Ван Лизебет ещё в 1972-м году выдвинула теорию о тождественности праны и отрицательно заряженных ионов. Однако следует отметить, что свободные отрицательные ионы в биологически значимые интервалы времени в тропосфере отсутствуют. Также исключено, что отрицательно заряженные ионы продолжают своё существование в теле или в крови, поскольку их заряд тотчас выровнялся бы вследствие закона сохранения электрического заряда.
Существует теория Вигха, который видит в понятии праны фиксируемые при дыхании ощущения от внутренних органов, то есть развитие так называемого "вегетативного сознания". Дыхание связано со всеми жизненно важными вегетативными процессами и возможность посредством дыхания влиять на потоки информации (как афферентные так и эфферентные) служит одним из важных аргументов этой теории. Впрочем, если эта теория верна, то только отчасти, так как понятие праны в индийской философии встречается не только в связи с дыханием.
Интересна теория профессора Смирнова, который предполагает, что прана – это так называемые токи действия, то есть прохождение электрических импульсов в нейронных цепях и сопровождающие их электромагнитные волны. "Современная физиология совершенно объективно установила существование электромагнитных волн, вырабатываемых различными органами: известно, что большой мозг, неся электромагнитные волны, создаёт так называемый "берговский ритм"; сердце также вырабатывает свои волны и создаёт своё электромагнитное поле, по изменениям которого теперь с большой точностью судят о заболеваниях сердца; одно сосредоточение на известном нервно-мышечном аппарате создаёт токи действия, пользуясь которыми, можно управлять движениями." (№16,стр.391) Данная теория тесно смыкается с теорией чакр (санскр."колец"). Современные исследования предполагают тождественность чакр нервным узлам (плексусам), расположенным в пограничном стволе вегетативной нервной системы. Вероятно, правильнее было бы соотносить понятие плексусов и грандх (санскр."узел"). Сами же чакры корректней было бы соотнести с электромагнитным излучением органов, иннервируемых соответствующим плексусом. Таковых насчитывается семь. Перечислим их:
1. Муладхара – plexus sacralis – иннервирует сосудистые сплетения пещеристых тел и нижний отдел прямой кишки. Регулирует деятельность интерстициональных эндокриноцитов (клеток Лейдига) – клеток, выделяющих тестостерон.
2. Свадхистана – plexus lumbalis – управляет вегетативными рефлексами мочеполовой системы. Регулирует деятельность половых желез (гонад).
3. Манипура – plexus solaris – огромное сплетение нервной ткани, иннервирующее сосуды и органы брюшной полости. Регулирует деятельность надпочечников и поджелудочной железы.
4. Анахата – plexus cardialis – иннервирует органы грудной клетки, управляет кровообращением. Регулирует деятельность тимуса.
5. Вишуддха – plexus cervicalis – иннервирует область шеи и "каротидное тельце" – один из основных регуляторов мозгового кровообращения. Регулирует деятельность щитовидной и паращитовидных желёз.
6. Аджна – сплетение черепно-мозговых нервов. Регулирует деятельность гипоталамо-гипофизарной системы.
7. Сахасрара – соответствует коре головного мозга. Является высшим звеном регуляции по кортико-висцеральному типу.
Регуляция дыхания даёт большой выбор возможностей воздействия на физиологические функции организма. Изменяя ритм дыхания, можно увеличивать или уменьшать количество углекислоты в крови, что, в свою очередь, будет увеличивать или уменьшать электрические процессы в коре головного мозга. Данный механизм связан со свойством углекислоты возбуждать ретикулярную формацию ствола головного мозга, которая усиливает процессы возбуждения на кортикальном уровне.

Брахмачарья – методы контроля сексуальной энергии.

Рассматривая различные методы продления жизни, невозможно не заметить, что все они включают в себя методы контроля над половыми функциями. Различные традиции вырабатывали свои методы подчас независимо друг от друга, но, тем не менее, они мало отличаются друг от друга. Причём, речь идёт не о банальных методах полового воздержания, столь характерных для большинства западных школ мистицизма, а о механизмах использования полового инстинкта с целью продления жизни.
Поскольку большинство практикующих было мужчинами, все практики были построены на точном знании мужской физиологии. Эти методы обладали огромным физиологическим влиянием на функции нервной и эндокринной систем. Дело в том, что процессы полового возбуждения связаны с реакцией активации симпатической нервной системы, которая после семяизвержения активирует парасимпатическую нервную систему. В случае удержания семени достигался эффект длительной активации по симпато-адреналовому типу с включением гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой цепочки. В фармакологии подобный эффект известен под названием аналептического. Согласно исследованиям В.М.Смирнова и Ю.С.Бородкина, большинство аналептиков обладает всеми свойствами мнемоконнекторов (вещества, способствующие образованию каналов связи между различными подкорковыми структурами мозга, основу которых составляют энграммы долговременной памяти, фиксирующие основной признак сигнала)(№21,стр.150). Ими же была создана теория артифициальных стабильных функциональных связей, которые, в том числе, обладают возможностью стабилизировать достигаемые другими средствами терапевтические эффекты, влияя на механизмы долговременной памяти. Исследования, проведённые с использованием аналептика этимизола, обладающего ярко выраженными свойствами мнемоконнектора, выявили любопытный физиологический эффект. Введение этимизола вызывало повышение продукции гипофизом адренокортикотропного гормона – одного из ведущих звеньев активизации симпатической нервной системы. Возможно, именно с этим свойством связана его способность усиливать долговременную память.
Можно предположить, что практики удержания семени вызывали тот же или похожий эффект, усиливая секрецию АКТГ гипофизом. Это, в свою очередь, способствует активизации долговременной памяти и запечатлению в ней физиологических эффектов, достигаемых с помощью асан и пранаям.

« 1 2 3 4 »

« Построения индивидуальной практики в соответствии с принципами индо-тибетской медицины. | Философия космоса. Строение энергии. Пространство и время. »