Кайя-кальпа (вечное тело). | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Кайя-кальпа (вечное тело).

Кайя-кальпа (вечное тело).

"У них есть очень своеобразная наука,напоминающая алхимию. Они называют её расаяна…Расаяна состоит в выполнении определённых операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в основном из растений. Благодаря принципам расаяны у безнадёжно больных восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность, восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на весьма долгий срок."
Аль-Бируни
"Индия"

Кайа-Кальпа (санскр."вечное тело") – наука омоложения физического тела с использованием трав, металлов, минеральных солей, диеты, дыхательных и физических упражнений хатха-йоги , разработанная и применявшаяся в Древней Индии и впоследствии в Китае и Тибете.
Исходя из имеющихся данных, можно предположить, что Кайа-Кальпа – традиция, уходящая своими корнями в глубокое прошлое, возможно, в мохенджо-доарийский (хараппский) период. Историки отмечают, что хараппская цивилизация существовала задолго до Вед и за несколько тысячелетий до начала христианской веры. Раскопки, проведённые в Мехгархе (Пакистан), археологом Жаном Франсуа Жариджа, отодвинули дату существования хараппской цивилизации примерно до восьмитысячного года до нашей эры. Данные радиоуглеродного анализа позволяют датировать некоторые предметы ранее десятитысячного года до нашей эры. Раскопки вблизи Наушахро в Белуджистане выявили в этих местах ряд городских поселений, впоследствии развившихся в большие города с населением свыше восьмидесяти тысяч человек. Эти раскопки подтверждают древность хараппской цивилизации, существовавшей ещё до месопотамской и на две с половиной тысячи лет раньше египетской.
Именно к этой эпохе относят появление ордена Ситаров (который впоследствии был переименован в школу Расаяна), который долгое время являлся одним из основных, а точнее единственным хранителем традиции Кайа-Кальпы. В отличие от большинства религиозных орденов, Ситары прежде всего своей целью ставили продление жизни практикующего. "Человек способен преодолеть пять барьеров: нарай(седина), тирай (замутнённое видение), муппу(старость), ной(болезнь), маранам(смерть), и вечно оставаться молодым. Тело человека представляет собой своеобразный механизм, имеющий психоэнергетические центры, известные как чакры, которые под воздействием специальных йогических техник постепенно пробуждают высшие духовные способности."(№5,стр.32)
Впоследствии учение Ситаров стало основой для учения тамильской школы Сиддхов. Добавив учение о слиянии с божественным, сиддхи также развили и систематизировали идеи и методы Кайа-Кальпы. Один из авторитетов этой школы – Тирумулар – называл следующие средства лечения болезней:

Лечебные травы (муликай);
Твёрдые соли (уппу);
Кислоты (тинир);
Голодание (упавасан);
Компоненты тела (ударпорул);
Мышьяк (паданам);
Кальцинированные, пережённые металлы (локам);
Экстракты, эссенции (саттху);
Ртутные таблетки (раса куликай);

Йога, медитация, мантры.(№5,стр.35)
В методы диагностики сиддхов входили: диагностика по пульсу, обследование глаз, языка, мочи, экскрементов и всего тела в целом. (№,5стр.36).
Чёткое определение медицины сиддхов дал Тирумулар: "Медицина – это то, что излечивает физическое тело. Медицина – это то, что излечивает ум. Медицина – это то, что предотвращает болезнь. Медицина – это то, что даёт возможность бессмертия."(№5,стр.37)
Остаётся только удивиться прозорливости древних, сумевших предугадать разделение медицины на терапевтическую, психоневрологическую, профилактическую и гериатрическую.
Впоследствии школа Сиддхов разделилась на несколько направлений (упачар): Сиддхантачара, предназначенная для узкого круга последователей, Йогачара, позднее представленная школой Натхов, и Агхорачара – представленная школами капаликов и канпхатов. Традиция Кайа-Кальпы в какой-то степени вошла в каждую из этих школ, но наиболее полно она была представлена в школе Натхов в виде так называемого "ритуала тела" – кайа-садхана. Также, в двенадцатом веке нашей эры, алгоритм Кайа-Кальпы перекочевал в Рахасья-Каула-Сампрадайю – кашмирскую школу тантризма, основанную легендарным сиддхом Ватуланатхом, который проходил обучение в школе йоганатхов. Сиддхантачара, помимо своего распространения в Индии, оказала большое влияние на становление в Китае алхимии, йоги и других дисциплин, направленных на продление жизни. Хроники жизни тамильских сиддхов говорят о том, что как минимум двое из девяти основателей школы Сиддхантачара (нава-нат-садху) в различные периоды жизни посещали Китай. Считается, что именно они принесли в Китай учение, впоследствии оформившееся в даосскую алхимию. Также следы учения сиддхов о достижении бессмертия можно найти в тибетском тантризме Ваджраяна. Достаточно лишь упомянуть, что один из авторитетнейших деятелей тибетского тантризма Нагарджуна был автором нескольких трактатов по алхимии и считался современниками одним из величайших адептов школы Расаяна. Можно предположить, что как учение Ситаров в Индии явилось основой для развития традиционной индийской медицины Аюрведа, так учение школы Расаяна послужило основой для развития тибетской медицины, а школы даосской алхимии стали основой развития традиционной китайской медицины. На эту тему в "Чжуд-ши"(средневековом трактате по тибетской медицине) имеется интересне высказывание:"Сугаты и их воплощения ради пользы живых существ рассказывали в Индии в основном о лекарственных составах,в Китае оприжигании и очищении сосудов,в стране Дол о кровопускании,в Тибете об исследовании пульса и мочи."(№ 20стр.290). СУГАТА (санскр.) — "идущий благим способом".Также интересная характеристика Сугаты даётся в Дхаммападе: "Я называю брахманом того, кто знает всё о смерти и рождении живых существ, кто свободен от привязанностей и просветлён, кто Сугата." Сугатами в Тибете называли сиддхов-буддистов.

Сравнительный анализ алгоритмов Кайа-Кальпы в различных традициях.

"В древней Индии, как и в Китае, практиковались дыхательные упражнения, сексуальная гигиена (практика воздержания от эякуляции) и алхимия во имя обретения здоровья, долголетия и бессмертия."
Торчинов Е.А.
"Даосизм"

В этой главе будут рассмотрены три дошедшие до нас алгоритма Кайа-Кальпы из индийских школ Сиддхантачара и Рахасья Каула Сампрадайа и китайской даосской алхимии.
Сиддхантачара - одна из наиболее древних школ тантризма, берущая своё начало в учении тамильских ситаров (алхимиков), которое зародилось предположительно среди коренного населения Индии до арийского завоевания. Длительное время учение Сиддхов существовало лишь в небольших группах людей, чаще низших каст. Изначально Сиддхам вообще было несвойственна религиозная деятельность, так как кастовая система не поощряла подобной деятельности. Впоследствии, по мере того, как тантризм распространялся на другие касты, были предприняты попытки представить его одной из ветвей ведической религии. В частности, имена многих Сиддхов были переделаны в более благозвучные. Так, например, Мина (рыбак) стал впоследствии называться Матсиендрнатхом (повелитель рыб). Была даже придумана легенда о его превращении в рыбу. Можно предположить, что Сиддхи были если не атеистами, то агностиками. Основными направлениями их деятельности были медицина, литература, преумножение и сохранение знаний.
Медицина Сиддхов, в частности, дала один из наиболее точных и последовательных алгоритмов Кайа-Кальпы. "Это:
1) сохранение жизненных энергий тела через регуляцию истечения внутренних секреций посредством дыхательных упражнений (пранаяма и хатха-йога);
2) сохранение и преобразование сексуальной энергии и спермы через половое воздержание и практику тантрической йоги;
3) использование трёх твёрдых ртутных солей (муппу), приготовленных особыми, тщательно разработанными методами;
4) использование порошков из кальцинированных металлов и минералов, таких как сера, слюда, золото, медь, железо и т.д.;
5) использование препаратов, приготовленных из некоторых редких индийских трав."(№5,стр.36)
Следующий алгоритм Кайа-Кальпы используется в школе Рахасья Каула Сампрадайа кашмирского тантризма. "Тантрическая практика физического преобразования тела в сверхчеловеческое и даже божественное тела известно как Кайа-Садхана (ритуал тела). " (№.13,стр.167).Из этой цитаты становится понятно, что алгоритм пришёл из школы натхов, где существовал уже в десятом веке под тем же названием. Взял его оттуда, переработал и дополнил основатель школы Рахасья Каула Сампрадайа Ватуланатх, обучавшийся в школе натхов.В варианте Ватуланатха алгоритм таков:
1) "дыхательные упражнения (пранаямы);
2) гелиотерапевтические процедуры, связанные с ритуальным почитанием солнца и живым контактом с энергиями природных ситхий (сурья-намаскар, сандхья-вандана);
3) техники йоги для тела (прежде всего хатха-йога);
4) сексойогические практики с сопутствующими им изотерическими ритуально-йогическими таинствами тантры левой руки;
5) практики, связанные с применением знаний аюрведы и расаяны (тантрическая алхимия);
6) особая диета и образ жизни, регулируемая предписаниями священных Тантр."(№13,стр.167)
И ещё один алгоритм сохранился в Китае, в школах даосских алхимиков. Он включал в себя:
1) выплавление внешней пилюли бессмертия "вайдань" (состава из различных компонентов, особенно из солей ртути);
2) использование упражнений даосской йоги (даоинь);
3) выплавление внутренней пилюли бессмертия "нейдань" (различные дыхательные упражнения и психотехники);
4) использование сексуальных практик (инь ян ян шэн чжи дао ).
Сравнивая эти дошедшие до нас из различных источников алгоритмы, становится ясно что они имеют одни корни. Анализируя эти традиции, можно попробовать воссоздать изначальный алгоритм Кайа-Кальпы, каким он был в школе Ситаров и первых школах даосской алхимии. Итак, по моему мнению, этот алгоритм был таков:
1. Использование физических упражнений (асан) и дыхательных практик (пранаям) хатха-йоги.
2. Использование сексуальных практик тантра-йоги.
3. Изготовление и приём ртурьсодержащего препарата .
4. Применение составов из различных лекарственных растений и минералов.
Именно на основании этого варианта и будут рассмотрены составляющие элементы Кайя-Кальпы.

1 2 3 4 »

« Построения индивидуальной практики в соответствии с принципами индо-тибетской медицины. | Философия космоса. Строение энергии. Пространство и время. »