Построения индивидуальной практики в соответствии с принципами индо-тибетской медицины.
Построения индивидуальной практики в соответствии с принципами индо-тибетской медицины.
Статью следует начать с оговорки. Речь в ней пойдет о построении индивидуальных комплексов начального уровня, целью которых является приведение в состояние равновесия основных систем человеческого тела и устранение болезней. В “Йога-сутрах” Патанджали болезнь рассматривается как первое из препятствий на пути йоги, которые должны быть преодолены. Вьяса в своих комментариях к “Йога-сутре” говорит: “Болезнь – нарушение равновесия гуморов (доша), телесных секреций(дхату) и органов”. К сожалению, Патанджали не даёт практических рекомендаций по поводу борьбы с болезнями. К счастью, подобные рекомендации даёт аюрведическая традиция. Аюрведа, как и йога, построена на философской базе санкхъи, что наглядно иллюстрирует данное Вьясой определение болезни. Дело в том, что очень похожее определение используется в индо-тибетской медицине, где оно не является голой теорией, а служит основой для алгоритмов диагностики и составления многокомпонентных лекарственных сборов. Эти алгоритмы направлены на выявление синдромов “жар-холод”, оценку функционального состояния регулирующих систем организма (дош), а также органов и тканей. На основе полученных данных подбирались растения, оптимально воздействующие по этим трём направлениям. Так, например, в состав препарата “rnam-rgyal-mkhris”, применяемого в тибетской медицине для лечения острого гепатита, входили плоды шиповника, миробалана и семена момордики. Плоды шиповника использовались для лечения болезней “жара”, плоды миробалана – для уравновешивания дош, а момордика влияла непосредственно на гепатобилиарную систему. Таким образом, за счёт комплексного воздействия на различные звенья патологического процесса, несложный 3-компонентный препарат проявлял сильный терапевтический эффект.
Очевидно, что подбор элементов индивидуальной практики хатха-йоги с учётом вышеупомянутого алгоритма может существенно повысить эффективность занятий, в том числе и терапевтическую, что особенно важно на начальных этапах занятий. Ведь не для кого не секрет, что для многих начинающих заниматься хатха-йогой укрепление здоровья является одним из основных, а иногда и единственным мотивом.
Итак, алгоритм состоит из 3 этапов, каждый из которых подразделяется на диагностику и коррекцию:
1.а) Определяется соотношение “жара и холода” в теле.
б) Выбор упражнений и режимов практики, уравновешивающих “жар и холод”.
2. а) Определяется соотношение дош.
б) Выбор способов уравновешивания дош (асаны, крийи).
3. а) Определяются больные органы или системы. При отсутствии таковых определяются "места наименьшего сопротивления" (locus minoris resistentia) в организме человека, т.к. именно они при неблагоприятных обстоятельствах вероятней всего станут очагами болезни, "местом наибольшей реактивности" (locus majoris reactivae).
б) Выбор способов лечения больных органов и укрепления “слабых мест”.
Далее в достаточно упрощённой и доступной форме будут рассмотрены все эти этапы. Следует отметить, что некоторые преподаватели йоги так или иначе, осознано или нет, но применяют этот или похожий алгоритм. Безусловно, опытному преподавателю нет необходимости заниматься многосложными диагностическими процедурами, он более доверяет своей интуиции и опыту. Быстрый взгляд, короткая беседа – этого бывает достаточно, чтобы чётко сформулировать некий комплекс, оптимально подходящий для данного человека с его проблемами в данный период времени. Однако далеко не все имеют возможность заниматься у хороших учителей, а различные семинары и интесивы рассчитаны скорее на людей продвинутых и уверенных в направлении своего пути. Остальным приходится пользоваться комплексами из различных книг или изобретать свои собственные, что конечно развивает мозги, но не всегда полезно для тела. Один из моих преподавателей любил повторять: “Люди делятся на тех, кто учится на своих ошибках и тех, кто учится на чужих. Первые чаще становятся Мастерами, вторые чаще выживают”, и, надо сказать, время подтверждает его слова. Необходимо отметить, что публикации последних лет проливают свет на правила составления комплексов, правда больше в техническом плане. Мы же остановимся на терапевтических аспектах.
Итак, попробуем детально рассмотреть алгоритм:
1.Определение соотношения “жара и холода” в теле и способы их уравновешивания.
Большинство современных исследователей индотибетской медицины (Л.Л. Хунданов,Л.Л. Хунданова, Т.В.Батомункуева) отождествляют понятия “жар и холод” с эрго- и трофотропной системами организма. Гипотезу об их существовании выдвинул ещё в 1925 году швейцарский физиолог Гесс. Впоследствии теорию Гесса углубил и развил его ученик – М. Монье. В значительной степени эрго- и трофотропная системы соотносятся с симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Эти системы во многом антогонистичны и их колебания обеспечивают сохранение гомеостаза – состояние динамического равновесия, направленного на поддержание постоянства внутренней среды организма. Различные внутренние и внешние факторы вызывают эрго- или трофотропные реакции, которые в идеале компенсируются противоположными и постепенно затихая приходят к состоянию относительного равновесия. Относительного, потому что люди с идеальным балансом симпатики и парасимпатики – большая редкость, намного чаще равновесие сдвинуто в ту или иную сторону. Весь этот процесс напоминает колебание весов: одно плечо – симпатика, другое – парасимпатика и одно плечо часто длиннее другого. Чем больше эта разница, тем меньшее усилие необходимо для нарушения равновесия. Если равновесие нарушено сильно и оно не компенсируется, появляются болезненные симтомы и функциональные расстройства – дистонии (нарушение тонуса одной из систем).
Следует отметить, что нет “хорошей” и “плохой” системы, симпатика ничем не хуже парасимпатики. Да, у симпатиков чаще бывают гипертония, атерослероз и ишемическая болезнь сердца. Но у подавляющего большинства ( более 90%) больных язвой желудка и двенадцатиперстной кишки повышен тонус парасимптики, сходные данные есть по больным бронхиальной астмой.
Для диагностики эрго- и трофотропных состояний в индотибетской медицине традиционно применялись методы визуального осмотра и пульсовая диагностика. Современная медицина объединила внешние признаки в специальные таблицы (таблицы Вейна), назвала пульсовую диагностику методом оценки вариабельности сердечного ритма. Даже метод измерения кожно-гальванического рефлекса имел в древности аналог – рукопожатие, определявшее влажность кожи и как следствие – её электропроводность, и позволявшее судить о преобладании симатического или парасимпатического отдела ВНС. Также можно с достаточно высокой точностью определить эрго- и трофотропную активность с помощью теста Люшера, часто применяемого в психологии.
В целом отмечено, что у людей с преобладанием симпатики кожа чаще красная, сухая, зрачки расширены. Пульс учащён, дыхание тоже, артериальное давление склонно к повышению. Для симпатиков характерна плохая переносимость кофе и холода.
У парасимпатиков напротив, кожа чаще бледная, влажная, повышенная потливость, зрачки сужены. Пульс, частота дыхания, артериальное давление и температура тела – в норме или насколько снижены. Хорошая переносимость кофе, вплоть до пристрастия, плохая переносимость тепла.
Выраженность этих симптомов находится в прямой зависимости от степени нарушения баланса.
Применяемые в медицине методы функциональных проб (адреналиновая, инсулиновая и пр.) весьма информативны, но к сожалению мало осуществимы в домашних условиях. Для приблизительной оценки используются методы исследования соматовегетативных рефлексов, таких как рефлексы положения . Так например, разница частоты пульса в положении лёжа и стоя в норме составляет 8-12 ударов и 5-10 мм. рт. ст. Если при переходе из положения лёжа в положение стоя эта разница больше – это говорит о повышенном тонусе симпатики, и наоборот, снижение от этих цифр при переходе в положение лёжа говорит об повышенной активности парасимпатики. Замедление пульса при наклоне головы назад более чем на 4-8 ударов в минуту также свидетельствует о преобладании парасимпатики.
Одним из наиболее часто и давно применяемых показателей служит вегетативный индекс Керде , определяющий количественные отношения симпатической и парасимпатической системами и высчитывается по формуле: ВИ(вегетативный индекс)=( 1-(диастолическое АД/ЧСС))х 100. Индекс со знаком (+) указывает на активность симпатики, со знаком (-) – парасимпатики. Чем ближе индекс к 0, тем в более равновесном состоянии пребывает организм.
В “Бхагават-гите” говорится: “Равновесьем именуется йога”. В унисон звучат слова Е.И. Соколова из его монографии “Эмоции и атеросклероз”, книги в высшей степени познавательной и интересной: “Сбалансированость реакции этих двух систем обеспечивает оптимальный уровень гомеостаза… Тесная взаимосвязь и синхронизация физиологической активности эрго- и трофотропных механизмов позволяют здоровому человеку хорошо адаптироваться к различным условиям внешней среды, социальному состоянию, условиям питания и т.д”. Достижение этого состояния является обязательным условием и критерием готовности к практике пранаям. Патанджали утверждал, что “благодаря ей (практике асан) прекращается воздействие парных противоположностей”. Особое значение в данном случае имеет выбор режима практики.
Людям “жара”, симпатикам, лучше подходит режим статический, с предварительным выполнением упражнений типа Шавасаны (горизонтальное положение тела усиливает парасимпатический тонус), длительной фиксацией в асанах. Особый акцент в асанах делается на наклоны. Примером может служить вход в практику через пашчимоттанасану (3 подхода по 3 минуты), используеый В.С.Бойко. Аналогично действует 5-10 минутное расслабление в шашанкасане. Также используется дыхательная техника Чандра-бхедана (дыхание через левую ноздрю).
Людям “холода”, парасимпатикам, лучше подходит режим динамический, с предворяющими практику асан упражнениями типа Сурья Намаскар в различных вариантах, Сукшма Въяямы (школа Д.Брахмачари) или цикла Паванмуктасаны (Бихарская школа йоги). Особый акцент – на прогибы. Используется Сурья –бхедана (дыхание через правую ноздрю). Следует объяснить, что такие практики дыхания как Сурья- и Чандра-бхедана и Анулома-Вилома пранаяма(попеременное дыхание) скорее относятся к очистительным практикам – крийям.
Однако существуют способы компенсации эрго- и трофотропных эффектов практики. Так, применение в практике Аштанга-виньяса йоги (школа П.Джойса) уджайи-пранаямы в значительной степени компенсирует динамическую нагрузку.
Таким образом, кажущееся противоречие между статическими и динамическими школами сводится только к тому, какой тип практики больше подходит конкретному человеку.
2. Определяется соотношение дош и выбор способов их уравновешивания.
Доши – один из основополагающих принципов индотибетской медицины. Вата, Пита, Капха – Ветер, Желчь и Слизь - три основы мирозданья и человеческого тела. Также три эти доши определяют Пракрити, тип телесной конституции. Знание собственного типа позволяет человеку регулировать свой образ жизни, диету, индивидуальную практику с целью добиться идеального баланса. Методов исследования состояния дош немало – пульсовая диагностика, диагностика по моче, по внешнему виду, диагностика методами функциональных проб (адреналиновая, инсулиновая и пр.), разработанная Л.Л. Хундановым, Л.Л. Хундановой, Т.В.Батомункуевой. Очень простым и надёжным способом является метод тестирования, впервые предложенный по отношению к аюрведической диагностике доктором Д.Чопрой. Впоследствии эта идея прижилась и подобные опросники можно найти в подавляющем большинстве книг по Аюрведе и тибетской медицине. Не составит особого труда найти эти книги и провести несложное тестирование. Однако лучше не ограничиваться одним тестом, а использовав несколько, сравнить результаты.
Чистые доши встречаются очень редко, чаще – комбинации двух дош, обычно же все доши представлены в разных пропорциях. Определив их соотношение, можно приступить к выбору способов их уравновешивания, то есть приведения к идеальному состоянию 1:1:1, именуемому в тибетской медицине “состоянием Будды”.
Очень эффективным средством выравнивания дош являются очистительные практики йоги – крийи или кармы. Обычно в Йоге говорят о 6 кармах (шаткарма), хотя в Аюрведе применяются 5 (панчакарма). Из них наиболее сильным влиянием на доши обладают 3 – очищение кишечника (басти), очищение желудка (вамана-дхаути) и сквозное промывание пищеварительного тракта (шанкх пракшалана). Вамана-дхаути снижает капху, басти – вату, шанкх-пракшалана (сахадж-басти-крийя) – питу. Подробное описание этих процедур несложно найти в книгах по аюрведе и тибетской медицине. Крийи в йоге по своему действию идентичны панчакарме в аюрведе, хотя терапевтический потенциал последних на порядок выше за счёт использования трав, масел и сопутствующих процедур. Скажем, для вамана-дхаути в йоге применяется 40-дневный курс, а в аюрведе - максимум 8 дней. Особенно важно точно подобрать крийи сообразно темпераменту. Один из выдающихся йогинов современности Т.Кришнамачарья писал - “Использование крий, когда индивидуальная доша неизвестна, может принести больше вреда, чем пользы. В каждом человеке есть преобладающая доша, и крии должны рассматриваться в соответствии с индивидуальной конструкцией.”
Очень важным элементом является подбор асан, направленных на корректировку дош. Здесь огромную помощь оказывают концепция пяти стихий (панчататтва). В индотибетской медицине считается, что Вата возникла от слияния Ветра (вайю) и Эфира (акаша), Пита из Огня (агни) и Воды (апо), Капха – из Воды (апо) и Земли (притхви). В тоже время йогическая концепция чакр говорит о том, что местоприбыванием таттвы Земли является Муладхара-чакра, Воды – Свадхистана, Огня – Манипура, Воздуха – Анахата, Эфира – Вишуддха.
Муладхаре в физическом теле соответствует копчик и промежность, Свадхистане – пояснично – крестцовый отдел, Манипуре – пояснично-грудной, Анахате – грудной, Вишуддхе – шейный. Речь идёт не только об одноимённых отделах позвоночника, но и обо всём участке тела, иннервируемым соответствующим отделом спинного мозга. Подбирая асаны по воздействию на данные области, можно усиливать или ослаблять определённые таттвы и как следствие регулировать доши. Так, например, при процентном соотношении Вата-Пита-Капха 33:33:33 и общем времени практики 60 минут асаны для 3 дош выполняются в равном объёме- по 20 минут, при процентном соотношении 60:30:10 – время изменяется: 34 минуты для капхи, 22 минуты для питы и 4 минуты для ваты. Следовательно, большую часть времени необходимо будет посвятить асанам, воздействующим на область промежности (Муладхара), пояснично-крестцовое (Свадхистана) и пояснично-грудное сочленение (Манипура). Для Муладхары подойдёт большинство стоячих асан, от тадасаны до хануманасаны, балансировочные асаны – от врикшасаны до уттхита-паршвасахиты, сидячие – ваджрасана, бхадрасана,сиддхасана, падмасана, а также гарудасана и гомукхасана. Для Свадхистаны: прогибы в пояснично-крестцовой области – цикл шалабхасаны, ардха-бхуджангасана и др., наклоны – от курмасаны до йоганидрасаны, скрутки – париврита-триконасана, париврита-парсваконасана, меру-вакрасана, цикл маричьясаны и бхарадваджасаны. Для Манипуры: прогибы – цикл бхуджангасаны, ганда-бхерундасана, вришчикасана, раджакапотасана. Наклоны – цикл халасаны, карна-пидасана, пиндасана. Скрутки – ардха- и парипурна-матсиендрасана, пашасана.Также для Манипуры очень хороша маюрасана. Для Анахаты: прогибы – пурна-бхуджангасана, урдхва- и адхо-мукха шванасана, цикл дханурасаны, уштрасана, чакрасана, натараджасана, гхерандасана. Наклоны в данной области весьма проблематичны, но всё же они есть – цикл саламба- и ниламба-сарвангасаны, положение рук при гарудасане. Скрутки – некоторые варианты маричьясаны, матсиендрасаны и пашасаны. Для Вишуддхи: прогибы – матсьясана, капотасана, випарита-дандасана. Наклоны - сарвангасана, шашанкасана, пиндасана. Скрутки – во многих асанах на скрутку, ранее упоминавшихся.
Данный список не претендует на полноту и законченность. Большая часть асан в него не вошла, что отнюдь не умаляет их значимости. Многие асаны воздействует на несколько чакр одновременно. Некоторые же асаны задействуют все чакры, как, например, некоторые варианты чакрасаны и пиндасаны.
Человек, практикуя асаны, постепенно расширяет возможности своего тела, что со временем сказывается на терапевтической эффективности асан не лучшим образом. Для нейтрализации этого “привыкания” используются более продвинутые варианты асан.
3.Определение больных органов и выбор способов лечения больных органов и укрепления “слабых мест”.
Традиционная медицина выделяет 11 основных органов - Тонкая кишка, Желчный пузырь, Печень, Желудок, Селезенка (поджелудочная железа), Почки, Перикард, Легкие , Сердце, Мочевой пузырь, Толстая кишка. Также в китайской медицине присутствует понятие “трёх обогревателей”, которое В. Лад трактует как “баланс тридоша”. Безусловно, данный список не исчерпывает того перечня органов, который известен западной медицине. Тем не менее, он весьма эффективно использовался для диагностики и лечения многих заболеваний в течение веков.
Методы диагностики в данном случае включают пульсовую диагностику, визуальный осмотр, диагностику по естественным выделениям организма. Современная медицина добавила такие немаловажные методы, как электро- и термопунктурная диагностика (по Фоллю, Накатани и пр.). Правильное и адекватное применение современных диагностических процедур (УЗИ, ЯМРТ, рентген и др.) также весьма эффективно.
Определившись с уже имеющимися и возможными отклонениями в работе органов, подбираем асаны для лечения или поддержания органов. Воздействуя асанами на определённые сегменты тела, мы через различные механизмы регуляции воздействуем на органы. Наиболее простым из этих механизмов является изменение локальной гемодинамики – компенсаторного усиления кровообращения после растяжения или сжатия.
Немалое значение имеют кожно-висцеральные и моторно-висцеральные рефлексы, позволяющие напрямую влиять на функции различных органов. Дело в том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц
пересекаются на уровне сегментов спинного мозга (грантхи). И наоборот, напряжение определённых мышц и стимуляция определённых участков кожи крайне благотворно воздействуют на внутренние органы.
Очень благотворно на мочеполовую систему действуют бхадрасана, гомукхасана и гарудасана, шалабхасана, курмасана, маричьясана. Для печени и желчного пузыря полезны халасана и матсиендрасана, для почек – цикл бхуджангасаны, особенно тирьяк-бхуджангасана, дханурасана и шалабхасана, для желудка и поджелудочной железы – маюрасана, цикл матсиендрасаны и пашасана. При болезнях лёгких эффективны прогибы в грудном отделе – такие как матсьясана, бхуджангасана и адхо-мукха шванасана, для сердца и перикарда - цикл саламба- и ниламба-сарвангасаны.
Заключение.
Таким образом, данный алгоритм даёт возможность создать индивидуальный комплекс, подбирая элементы практики, которые уравновешивают эрго- и трофотропную системы, приводят к балансу доши, лечат и укрепляют органы. Достигнутое состояние равновесия всех систем является основой и базисом для дальнейшего развития и совершенствования в йоге. Для достижения этого состояния в индо-тибетской медицине также применяются диета, фитотерапия, режим, массаж и гидротерапевтические процедуры. Сочетание этих и других методов с практикой йоги может существенно повысить её эффективность.
Автор: С. Агапкин.
« Приемы запоминания информации. | Кайя-кальпа (вечное тело). »