Медитация и аудио-визуальная стимуляция
Медитация и аудио-визуальная стимуляция
Медитация - это измененное состояние сознания, характеризующееся уникальной картиной биоэлектрической активности мозга, отражающей трофотропное состояние расширенного внимания, неэгоцентрического, интуитивного типа мышления.
Это процесс личностного роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере.
Исходя из определения видно, что аудио-визуальная стимуляция может служить хорошей нейрофизиологической основой для медитации.
Если проследить изменения биоэлектрической активности головного мозга по мере перехода от обычного бодрствующего состояния к релаксации, а затем к медитации, то мы обнаружим, что на смену быстрой волновой активности бета диапазона (12-42Гц), характерной для узконаправленного мышления, приходит усиление альфа ритмов (8-12Гц), свойственных безмятежному, восприимчивому и расширенному состоянию сознания.
Различные виды медитации соответствуют разным уровням мозговой активности, которая постепенно переходит от альфа ритма (8-12Гц) к тета (4-7Гц) и дельта (0,1-4Гц) ритму, при сохранности осознания практикующего (Годфруа Ж. "Что такое психология", 1992).
В 1957 году японский нейропсихиатр Касаматсу обнаружил значительное увеличение альфа ритма во время дзен медитации у опытного практика дзен по сравнению с его обычным состоянием. В другом исследовании Касаматсу и Хираи в 1966 году у 48 служителей и учеников Дзен Буддизма была снята ЭЭГ до, во время и после медитации. Не смотря на открытые глаза (обычно альфа ритм на появляется при открытых глазах), наблюдалось возникновение альфа ритма примерно через 50 секунд после начала медитации. Далее амплитуда альфа волн увеличивалась. По ходу медитации наблюдалось постепенное уменьшение частоты альфа волн и у некоторых служителей на ЭЭГ появилась тета составляющая (7-4Гц) с фоновыми альфа ритмом.
Итак, медитация дзен характеризуется альфа волнами вплоть до их наивысших частот, где они переходят в бета волны. Это генерирование альфа волн может быть прервано внешним раздражителем, например резким звуком, и это показывает, что степень расслабления не очень велика.
У индийских мастеров йоги, ни вспышка яркого света, ни удар гонга, ни прикосновение горячего предмета не прекращает и даже не изменяет альфа или тета ритма (Ананд, 1961).
Это различие, по-видимому, связано с тем, что дзен в основном направлен на отключение сознания с тем, чтобы оставаться на "плавающем" подкорковом уровне, где сохраняется внешнее восприятие, но устраняются стереотипные оценки действительности. В случае же йоги самадхи должен быть достигнут полный отрыв от реальности как внешней, так и внутренней - "пустота, в которой уже нет ни формы, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни предметов, ... где нет ни знаний, ни незнания, ни расслабленности, ни смерти. Есть просто свое" (Ковел, 1969).
В 1970 году Уоллас обследовал с помощью ЭЭГ студентов колледжа, занимающихся трансцендентальной медитацией. Во время медитации у всех увеличилась регулярность и амплитуда альфа волн. У некоторых затем частота появления альфа волн снизилась и стали преобладать низкоамплитудные тета волны. После светового и звукового воздействия почти у всех испытуемых альфа волны заблокировались.
Невролог Банквет провёл обширные исследования ЭЭГ людей, пребывающих в трансцендентальной медитации и контрольных людей, релаксирующих с закрытыми глазами в течение 30 минут. Он установил, на первой стадии медитации у всех медитирующих увеличилась амплитуда альфа волн. Затем произошло уменьшение частоты, в основном до уровня тета волн. Продвинутые медитаторы входили в третью стадию, которую они назвали либо глубокой медитацией, либо чистым осознанием. В этом состоянии на всей поверхности головы появлялись синхронные бета волны с практически постоянной частотой и амплитудой. В конце медитации все испытуемые вернулись в первое состояние увеличения альфа волн.
У продвинутых медитаторов альфа и, в некоторых случаях, тета волны сохранялись и после медитации, даже после того, как были открыты глаза.
Важное открытие, сделанное Банкветом на основании своих исследований, состоит в том, что во время медитации составляющие мозговых волн стремятся к синхронизации. По его мнению, это может быть вызвано состоянием полного осознания.
Отечественные авторы (Пасынкова Н.Р., Ватник Д.В., Елисеева Л.С., Голошейкин С.А., Институт физиологии СО РАМН, Новосибирск) приводят аналогичные данные по практикующим Сахаджа Йогу:
- По мере углубления медитативного состояния, наблюдается рост мощности тета и дельта ритмов. Учитывая локализацию в центральных областях, эти изменения можно интерпретировать как усиление активности подкорковых лимбических структур. Далее, в состоянии глубокой медитации максимальная выраженность тета и дельта ритмов и незначительный рост альфа указывают на то, что наряду с высокой активностью подкорковых структур, усиливается модулирующая функция коры мозга, что, вероятно, является нейрофизиологическим отражением того, что медитация в Сахаджа Йоге является контролируемым процессом.
При этом, однако, основные функциональные изменения происходят в подкорковых структурах, то есть независимо от таких контролируемых корой функций, как представления, установки.
Зафиксирован рост синхронизации мозговых волн в состоянии глубокой медитации в передних и центральных отделах мозга, что свидетельствует о более высоком функциональном взаимодействии полушарий мозга, причем его передних отделов. Согласно современным представлениям, функция синхронизации отражает степень сонастроенности мозга в реализации психофизиологического процесса. Более высокие значения синхронизации между двумя сигналами, записанными от двух симметричных областей мозга, означают более высокую степень интеграции или большее функциональное взаимодействие между этими корковыми областями.
Итак, уникальная картина биоэлектрической активности мозга состоит из самостоятельно инициированного перевода волновой активности к альфа, тета, а иногда и дельта диапазонам, при сохранности осознания, с одновременным усилением синхронности работы левого и правого полушарий.
Между тем, использование аудио-визуальной стимуляции дает точно такой же результат. В чем же отличие?
Во-первых, во времени. Для получения устойчивых результатов в достижении измененного состояния сознания нужны годы усердной практики в медитации. Аналогичное состояние при использовании аудио-визуальной стимуляции достигается уже на четвертом - пятом сеансе. Контроль ЭЭГ у группы студентов, использовавших АВС в режиме альфа тренинга, показал, что активность вызванного альфа ритма была у них даже более устойчивой, чем у мастеров, практикующих трансцендентальную медитацию.
Во-вторых, в методе научения. Если во время медитации ученик протаптывает навыки создания измененного состояния сознания изнутри своего мышления, то в АВС это процесс приобретения условного рефлекса. Сеанс АВС, повторенный несколько раз, интернализируется в субъективных переживаниях и образах, которые могут быть воспроизведены сознательно и становятся ключом доступа к измененному состоянию сознания.
В третьих, АВС, при всей похожести нейрофизиологических эффектов, не является медитацией. Для любой практики медитации характерна определенная дисциплина мышления. Для процедуры АВС нет необходимости настраивать свои мысли. Сеанс АВС не сопровождается никакими словесными инструкциями. Мерцающий свет и пульсирующий звук эффективно способствуют остановке внутреннего диалога, но не более того. Для достижения расширенного осознания, интуитивного просветления и глубинного понимания нужно нечто большее. Нужна медитация.
Таким образом, аудио-визуальная стимуляция является хорошим помощником в медитации, нежели ее заменой. Естественно речь идет о практиках медитации предполагающих упражнения, выполняемые с закрытыми глазами (АВС проводится при закрытых глазах). Человек может продолжать практиковать привычный для него способ медитации, используя аудио-визуальную стимуляцию, и добиться впечатляющих результатов. В таких случаях АВС становится катализатором, ускоряющим овладение навыками медитации, усиливающим глубину погружения и медитативного переживания.
Искусно созданная атмосфера мерцающего света, пульсирующего звука и музыки создает вокруг медитирующего защищенное психологическое пространство. Сюда не проникают посторонние звуки и свет. Здесь человек остается наедине с собой. Для современного городского жителя, привыкшего отвоевывать кусочек жизненного пространства для медитации, возможность погрузиться во внутреннюю тишину, отгородив себя от окружающего стеклами очков с мерцающими светодиодами и мембранами наушников с приятным музыкальным фоном - поистине находка.
« Использование аудио-визуальной стимуляции в лечении психосоматических заболеваний | Как мы обманываем себя. »