Мистерия жизни и смерти.
Мистерия жизни и смерти.
Парамахамса Харихарананда
С самого начала перед человечеством стояла проблема смерти, и поэтому люди размышляли о мистерии жизни и смерти. Мы рождаемся для отработки нашей кармы. Что мы посеем, то и пожнём. Цепь, которая приковывает нас к колесу жизни и смерти – закон кармы. Карма связывает нас, но она также может и освободить нас. Карма – это неволя, пока мы цепляемся за преходящий мир чувственных восприятий. Как только мы обернёмся к вечному, карма освободит нас.
Когда мы смотрим на мир вокруг нас, мы обнаруживаем, что некоторые рождаются богатыми, здоровыми и умными, в то время как другие рождаются бедными, больными и невежественными. Вдумчивые люди, естественно, задумываются над этой очевидной несправедливостью и обычно подвергают сомнению существование всемилостивого благожелательного провидения. Однако абсурдно обвинять Бога в наших бедствиях и несчастьях, которые порождены нами самими. Сколько из нас следуют поучениям священных писаний в мысли, слове и деле?
Мы сами становимся причиной бедствий, когда нарушаем законы Бога. Бог просто наблюдает, позволяя Его законам отмерить правосудие. Кришна говорит в Гите (9:29): «Как Господь, Я равно представлен во всех существах; нет никого, кто был бы ненавистен или дорог Мне». Бог остаётся непривязанным ко всем существам в образе Атмана. Предоставив людям свободную волю, Он позволяет нам писать нашу собственную судьбу. Мы делаем это и становимся связанными цепью кармы, которую мы медленно и болезненно отрабатываем из рождения в рождение. Если бы не было никакого предшествующего рождения и каждое следствие имеет стоящую за ним причину, то по какой причине человек рождается инвалидом или слабоумным? Именно прошлые действия нашего предшествующего рождения делают нас теми, кем мы являемся и что мы делаем.
Биологи представляют на обсуждение теорию наследственности и утверждают, что она даёт удовлетворительное объяснение того, что происходит с людьми. Если бы наследственность была ответственна за всё, то как можно объяснить тот факт, что потомство одних и тех же родителей выказывает такие заметные отличия в темпераменте, характере, разумности и т.д.? Аналогичным образом воспитанные в одной и той же окружающей среде дети одних и тех же родителей не обладают идентичными личностями. Джулиан Хаксли приписывает рождение гения или слабоумного случайности или «случайному рождению». Но во вселенной нет такой вещи, как случайность. Всё хорошо регулируется и следует законам. Ничто не случайно в этом мире; скорее всё только непредвиденно. Мы видим всё это вокруг нас. Разве всего лишь случайность заставляет яблоко падать на землю? Незнание факта не подразумевает его несуществования. Только закон кармы объясняет, почему каждый индивидуум именно такой, какой он есть. Ничто не случается без причины. Следствие и причина соответствуют друг другу. Ни наследственность, ни окружающая среда, ни даже их взаимодействие не могут объяснить эти факты жизни. Физический процесс может производить только физический результат, и ничего более. Только тело и ум человека могут быть приписаны наследственности и окружающей среде. Мы должны искать где-то в другом месте объяснение индивидуальности индивидуума. Только когда мы принимаем доктрину перевоплощения, мы получаем объяснение всего того, что делает человека таким, какой он есть. Только когда человек понимает, кто он такой и почему он такой, он может изменить свою жизнь и судьбу. Познанием своей кармы он может стать мастером кармы.
«Карма» означает «действие», как физическое, так и умственное. Каждое действие оставляет своё впечатление в подсознательном уме и оказывает либо хорошее, либо плохое влияние на жизнь человека. Впечатления от действий, совершённых в прошлых жизнях, хранятся в сверхсознании и вызываются к жизни подходящим окружением. Они составляют внутреннее окружение, которое наряду с внешним управляет действиями человека. Карма делится на три категории – санчита, прарабдха и криямана. Санчита («отложенная на будущее») – это карма наших прошлых жизней, хранящаяся в среднем мозге. Она ещё не созрела. Прарабдха («созревшая») – это те кармы наших прошлых жизней, которые определяют нашу нынешнюю жизнь. Крийямана – это карма, которую мы накапливаем в этой жизни, и она будет созревать в будущих жизнях.
Как только человек утрачивает своё эго и прекращает отождествляться со своими действиями, они перестают связывать его. Решение заключается не в бездеятельности, а в непривязанности. Непривязанность аннулирует закон кармы и делает человека свободным. Жизнь крийя-йога управляется не прошлыми действиями, а руководством его внутреннего высшего «Я». Подвижник быстро достигает цели, избегая основанного на карме пути развития наугад, становясь свободным от жизни и смерти.
Проблема смерти в действительности не является тайной. Истина состоит в том, что нет различия между жизнью и смертью. Ничто в действительности не мертво. Так же, как атомы в неодушевлённой материи, такой как металлы, находятся в непрерывном движении и быстрой вибрации, точно так же и атомы в плоти трупа находятся в непрерывном движении и быстрой вибрации. Различные формы материи – это проявление одной и той же силы жизни, так же как лёд, вода, снег и пар – различные проявления одного и того же вещества. Вся материя, включая неодушевлённые и мёртвые тела, – проявление жизни. Как говорит гурудэв Парамахамса Йоганандаджи: «Жизнь спит в сырой земле, видит сны о красоте в цветах, пробуждается в виде силы в животных и в человеке проявляется в виде сознания с бесконечными возможностями».
При рождении нечто входит в этот мир, в то время как во время смерти нечто уходит. Это нечто – главная тема всех религий, и они попытались исследовать его и придумали некоторые ответы. Люди чрезвычайно интересуются этим «нечто». Действия предшествующих рождений формируют характер индивидуумов, ведя к новым действиям, которые, в свою очередь, помогают дальнейшему развитию. Этот процесс заканчивается освобождением, и это судьба всех живых существ. Человек рождается в соответствии с его кармой. Когда позиции планет оказываются в соответствии с его кармой, тонкое тело входит в чрево матери и приступает к созданию грубого тела. В соответствующее время рождается младенец.
Индивидуум проходит через различные стадии жизни и накапливает переживания и впечатления своих действий в подсознании. Как только истощается прарабдха-карма, которая обусловила рождение, астральное тело отделяется от грубого тела. Это явление называется смертью. Однако в действительности это только разделение двух тел.
Признаки жизни и смерти – присутствие или отсутствие праны (жизненного воздуха, обычно называемого дыханием). Отсутствие праны останавливает функционирование сердца. Таким образом, когда дыхание и сердцебиение прекращаются, человек умирает. Однако самореализованный йог может сознательно управлять эти двумя процессами и оставаться в состоянии абсолютной безмятежности, или самадхи, обретая контроль над жизнью и смертью, что служит средством обретения просветления. Когда йог больше не зависит от дыхания и сердца в своём существовании, наивысшее знание нисходит на него в форме озарения. Он больше не боится смерти, поскольку смерть означает свободу от неволи – освобождение.
Во время смерти воплощённое высшее «Я» перемещается из одного места в другое. Сама смерть либо болезненная, либо спокойная – это определяется кармой индивидуума. Если индивидуум достиг состояния сознательного отделения высшего «Я» от тела за время своей жизни, в смерти для него нет ничего болезненного. Он будет иметь предвидение о том времени, когда его прарабдха-карма должна будет истощиться. Когда наступает это время, он сознательно покидает мир. Это, однако, может быть достигнуто только регулярной и преданной практикой медитации.
Смерть – это не конец индивидуума, так же как рождение – не начало. Тогда что же такое смерть? Смерть означает, что высшее «Я» (наряду с тонким телом, в которое входит ум со всеми его впечатлениями) оставляет грубое тело. Эти впечатления становятся семенами будущего рождения. Последняя мысль индивидуума главным образом определяет его будущее рождение. Последние мысли обусловлены преобладающими желаниями жизни. Поэтому желания – корень рождения и смерти. Уничтожение желания поражает корень кармы и спасает от цикла рождения и смерти. Однако это возможно только посредством искренней медитации. В Гите (2:71) ясно говорится: «Тот, кто оставил все чувственные желания и действует без вожделения, без чувства собственности (привязанности) и без эгоизма, достигает умиротворения». Таково состояние осознавшей Бога души. Достигая этого состояния, человек преодолевает заблуждение; оставаясь утвердившимся в этом состоянии даже в последний момент его жизни, он обретает блаженство Брахмана. Когда индивидуум осознаёт бессмертие высшего «Я», освобождение достигнуто. Цикл рождения и смерти прекращается для этого индивидуума. Поэтому на каждом отдельном индивидууме лежит ответственность за достижение освобождения с милостью Бога и освобождённых.
Поскольку Бог бесконечен, воплощённые души (дживы) – согласно священным писаниям индуизма – также бесконечны. Джива проходит через 8 400 000 чрев перед достижением освобождения. Из них 400 000 рождений приходятся на человеческие. Когда обретается человеческое рождение, человек должен действовать благоразумно, используя различение, чтобы узнать волю Бога. Затем практикой медитации возможно развивать интуицию и ускорять своё развитие в пределах одного рождения.
Из книги «КРИЙЯ-ЙОГА:
научный процесс культуры души и сущность всех религий»
Парамахамса Харихарананда
« Хатха-йога | ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ ПСИХОДЕЛИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, УЧЕНЫЕ, МЫСЛИТЕЛИ, ХУДОЖНИКИ, МАГИ И ИССЛЕДОВАТЕЛИ ИНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ »