Тибет и тибетский Буддизм | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Тибет и тибетский Буддизм

Тибет и тибетский Буддизм

Издревле это был запретный край, непреодолимо манивший к себе чужаков. Мистическая и загадочная страна снегов Шангри -Ла, где время замерло, где жили потомки прародителей цивилизаций, а колесо использовалось лишь для вознесения молитв.

Это была затерянная в веках и пространстве, овеянная мифами горная страна с недостижимыми, запретными для чужаков городами. Там, в необъятных хранилищах были спрятаны книги с мудростью древних цивилизаций, а в величественных храмах возносились молитвы тысячам золотых Будд. Там находилась резиденция верховного правителя королевства, нескончаемо перевоплощающегося Далай-Ламы.

Там была манящая, зовущая, недостижимая Шамбала...

Небольшая предистория.

Королевство с двух тысячелетней историей, находящееся на плато с высотами от 3 до 5 километров над уровнем моря, защищенное со всех сторон неприступными горными хребтами, с хорошо оборудованными крепостями у входа в каждую плодородную долину, с мобильными отрядами бесстрашных воинов-пограничников. Королевство надежно хранило свои тайны от чужестранцев. Страной управляла религиозная верхушка, каждый четвертый житель был особо почитаемым человеком -монахом. Общение с внешним миром ограничивалось лишь приграничной торговлей. Тысячелетия у Тибета не было устойчивых политических и военных союзников. Тысячелетия Тибет вел политические и военные споры с ближайшим соседом – Китаем. Мистическая религия Бон, а позднее трансформировавшийся под местные условия буддизм сделали жизнь и мироощущения жителей Тибета абсолютно самодостаточными. И поныне духовный мир населения Тибета созвучен окружающей природе. Здесь безраздельно царит вера в магию и чародейство, каждый уголок этой страны связан с мистическим явлением.

Множество путешественников-исследователей пытались проникнуть в Тибет, но только единицы достигали цели. Труден и тернист был их путь, одиночки маскировались под религиозных паломников, исследователи с государственной поддержкой передвигались с хорошо вооруженными отрядами-экспедициями. Но успех не был гарантирован ни тем, ни другим. Одних разоблачали бдительные воины-стражники границ и отправляли обратно, других убивали грабители-разбойники. Религиозно-политическая власть королевства отказывалась от всяческих контактов с чужестранными государственными исследователями и всячески препятствовала их передвижению. Правители Тибета понимали, что через южную и северо-западную границы к ним пытается проникнуть иной, наполненный жестокими железными механизмами мир.

С начала 19 века Тибет стал ареной столкновения политических интересов двух сверхдержав, с границами которых соприкасался. С северо-запада это была Россия, с юго-запада Великобритания, через свою метрополию - Индию (с 1833 года). Парадокс, но именно политика всегда была основным стимулом к географическим исследованиям Тибета. Экспедиции государственного значения и попытки проникновения хорошо обученных исследователей-лазутчиков последовали одна за другой. Тибет воспринял угрозу серьезно и наглухо закрыл свои границы от внешнего мира. В страну могли беспрепятственно входить только торговцы из приграничных государств, монахи для обучения в монастырях и странствующие монахи - учёные (пандиты). Только им оказывалась великая честь аудиенции у далай-лам. Последний европеец побывал в Лхасе в 1811 году. После этого, фактически до вступления в Лхасу 3 августа 1904 года Британского экспедиционного корпуса под командованием генерала Френсиса Эдварда Янгхасбенда, ни один иностранец, без разрешения властей, проникнуть на территорию Тибета и особенно побывать в запретном городе-столице Лхасе без страха разоблачения, и неминуемой смерти, не мог.

Кратко о религии Бон (Тибет)

История Тибета неразрывно связана с боном и буддизмом. Будучи весьма гибким учением, буддизм, принесённый в Тибет индийскими проповедниками, впитал в себя и слился с добуддийским учением бон, вылившись в учение, именуемое европейскими учёными - ламаизм. Рассмотрим подробнее древнейшую религию бон.

Основание бон связывается с появлением в Тибете проповедника Шенраба в VI веке до н.э.( за тысячу лет до появления учения Будды Шакьямуни в Тибете).Бон, в переводе с тибетского, означает молитва, ритуал.Шенраб пришёл из Ирана, где заимствовал религию персов, известную нам, как традиционный маздаизм.

Официальное представление Шенраба состоялось в виде крещения в священном озере при участии людей и богов в царстве Тазиг. Основной задачей Шенраба стало спасение человечества, которое рождалось в аду и мучилось от «пяти ядов»: гордыни, страха, невежества, гнева и зависти. В несовершенном мире царили духи, добрые и злые,которые иногда помогали людям, но чаще посылали несчастья. Проповедники чёрной веры обещали простым смертным избавление от круговорота бытия и обретение покоя. Со злой силой успешнее других справлялся верховный бог Санпо, наделённый женской ипостасью в виде Матери бытия. Не меньшей силой обладали и другие божества: Белый свет, Царь бытия (Бумкхри), Чистое дитя бытия, Бог, рождённый из центра неба. Все эти боги являются тибетскими копиями иранских богов.

Одной из основных концепций бона является идея, что все народы на Земле верят в одних и тех же богов, хотя и называют их по-разному.

В «Биографии Шенраба» (Зермиг), много раз повторяется одна и та же фраза, « Бон – это бог (Lha), рожденный из центра юндрун (боннская свастика, с лучами против часовой стрелки), бон – это жрец (Gshen), рождённый из центра юндрун, бон – это центр вселенной». Бон соединяет в себе бога и жреца.

Известно, что свастика являлась символом Солнца и Света у всех индоевропейских народов. В древнем Иране её лучи также направлены против часовой стрелки (изображение на золотых монетах), что лишний раз свидетельствует об персидских корнях бона.

Жрецы бон поощряли самосовершенствование, награждали единоверцев за добрые дела, призывали к борьбе за правду и справедливость. Несмотря на все эти светлые стороны, бон был весьма воинственной религией. Того, кто уклонялся от походов, считали отступником. К ним также относились люди, не желавшие работать на собственное благо, то есть пахать, сеять, собирать урожай, создавать большие семьи, преумножая родовое добро. Общение в чёрной вере происходило путём мистерий, в ходе которых происходили гадания, заклинания, вызов болезней или непогоды. Главные церемонии царства бонпоШанг шунг происходили на царском кладбище, на специально отведённом участке, под сенью деревьев. Пока собравшиеся произносили клятву, жрецы - шены ломали ноги жертвенным животным - баранам, собакам, обезьянам – потрошили их живьём, а потом разрубали их на куски. Затем, верховный шен обращался к богам со словами: «Да истребят духи, подобно этим скотам тех, кто изменится в мыслях, проявит непостоянство или замыслит зло». Жуткие формы мистерий подавляли разум людей, веривших, что мир населён злыми духами, и, спастись от них можно только вмешательством колдунов. Огромная часть тибетцев до сих пор почитают грозного духа Лепчу, считая его сильнее доброго Будды.

Воинственное царство Шанг шунг наводило страх на своих ближайших соседей китайцев и тибетцев. И те и другие отдавали своих принцесс в жёны грозным царям Шанг шунга. Не гнушались шены и человеческих жертв.

Современный учитель дзогчена знаток бона Намкай Норбу, считает, что своё завоевание Тибета бон начал в царстве Шанг шунг (Shang shung), с центром в древнем городе Гугэ.Что касается истории бона, то современный боннский учитель Лобон Тэнзин Намдак делит историю бона на 3 периода:

1. Примитивный бон (сходный с древним шаманизмом).2. Старый бон (bon rnying ma) – юндрун бон, духовный путь освобождения и просветления, проповеданный Тонпой Шенрабом из царства Тазиг, получивший распространение в Шанг Шунге Центральном Тибете и дошедшим до наших дней.3. Новый бон или белый бон (bon gsar ma) возник в XV веке и очень сходен с тибетским буддизмом, особенно со школой ньингма.4.Культурная революция в 60-е годы прошлого столетия, не оставила без внимания и бонские монастыри Тибета. Вместе с буддистами и Далай-ламой Тибет покинули и многие бонцы.

Хочу завершить краткое путешествие по бону словами Намкая Норбу: «Единственный способ спасения тибетской нации – это сохранение её культуры, а чтобы по-настоящему понять ценность культуры любой страны, позволяющей ей выжить, необходимо отыскать её подлинные корни; для Тибета это, несомненно, древняя традиция бон и цивилизация Шанг шунга».

‹ Парамаханса ЙОГАНАНДА - ТАЙНА РЕЛИГИИ Лекции о бессмертии ›

« Зенон | Краткая история ченнелинга »