Богословие Апокалипсиса. Толкование.
Богословие Апокалипсиса. Толкование.
Наряду с достоинствами – содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей (2.13) – два греха числятся за этим собором – ели идоложертвенное и любодействовали (2.14). Есть идоложертвенное – означает заниматься идолопоклонством. В данном случае, сохраняя веру в Бога, обманом вовлекаются в поклонение идолу, которого назвали матерью Бога. Понятие любодействовать – это значит допускать незаконное соединение власти державной и власти духовной. III Вселенский собор, как и все другие, был собран и проходил под присмотром государственной власти. Следует отметить, что не понимали епископы этого собора, что в богословской дискуссии имеет значение не победа, а только поиск истины. Нужно было не перекричать и давить большинством, а доказывать истину на основании Евангелия.
При столь тяжелом споре двух богословских направлений по существу смысл и оправдание созванного императорской властью для утишения волнений Вселенского собора был бы только в том, чтобы свести противников лицом к лицу в живом и плодотворном обмене мнениями и убеждениями. Но как раз этого Ефесский собор 431 г. и не сделал. Он даже не приступил к обсуждению вопроса, а лишь торопился его ликвидировать внешним пресечением. В этом противоорганическом приглушении болезни, отомстившей за себя неизбежными рецидивами, повинны и светские, и церковные власти, лично Феодосий II и Кирилл Александрийский[8].
Николаиты, учение которых ненавидит Господь упоминаются ранее в обращении к Ефесской церкви, однако там говорится о делах николаитов (2.6). Понятие николаиты можно считать символом некой ереси, признаки которой появились в самом начале, но на том этапе не одобрялись – то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов. Однако спустя время эта ересь всё-таки в церкви распространилась – у тебя есть держащиеся учения николаитов (2.15). Поскольку сначала говорится о делах, а потом об учении, вероятно, таким образом обозначен в процессе эволюции принцип возрастания духовного неведения. Это утверждение соответствует современной тенденции и историческим фактам. Так сначала в среде христиан появился «культ» почитания Девы Марии, а после этого появилось «учение» церкви о матери Бога.
* * *
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий (2.18). Здесь тоже не находим необходимости двойного толкования. Оно одно и это обращение к Византийской церкви IV-V веков. Время, которое можно было бы назвать торжеством христианской церкви: и любовь, и служение, и вера, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых (2.19). Это вершина святоотеческого богословия: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Тогда же подвизались в египетской пустыне Антоний Великий и Макарий Великий. Это гармоничное сочетание в христианской церкви образования и созерцания, интеллекта и аскетизма. Однако уже тогда у Григория Богослова в «слове 29» однажды промелькнуло слово Богородица.
Имею немного против тебя, потому что ты попускаешь женщине Иезавели, называющей себя пророчицей, учить (2.20). Значит, в церкви появилась женщина-пророчица и ее учение сравнивается с глубинами сатанинскими (2.24). По этим признакам, во-первых, женщина, во-вторых, имеет отношение к учению, которое, в-третьих, имеет отношение к сатане, в-четвертых, по времени появления – этот образ можно отождествить только с учением о матери Бога, которое стало появляться немного раньше, но получило силу закона после Ефесского собора. Учение вводит в заблуждение рабов Моих (2.20) – наступало время, когда мать Бога становилась в церкви идолом. Господь дал время покаяться (2.21) около 15-20 лет, но этого не произошло. Потом было наказание: Вот Я повергаю любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих (2.22).
Об этих ужасах на земле в середине V века пишет современник: В царствование того же Феодосия великое и ужасное землетрясение, превзойдя прежде случившиеся, постигло всю, как говорится, вселенную, так что и многие укрепления в царственном граде пали; раскололась земля и многие села в нее погрузились; многие бесчисленные несчастья произошли и на земле и на море; обнажились высохшие русла некоторых рек, в другом же месте низверглась с неба такая масса воды, какой не бывало прежде, были вырваны до основания деревья с их корнями и из многих насыпей родились чуть ли не горы; мертвые рыбы были выброшены морем и многие из островов погрузились в пучину; морские же корабли оказались на суше, когда воды отхлынули назад. Это зло некоторое время властвовало над землей… В те времена Аттила, царь скифов, разжег великую войну… Во времена Феодосия происходили постоянные смуты в Европе[9].
Современный церковный историк пишет об этом: Ефес 431 г. был только «началом болезней»… Перемежающаяся лихорадка христологических споров растянулась на целых 250 лет, износила организм Церкви до явного утомления, расколола и умалила самую Византийскую империю, унесла из лона кафолической церкви миллионы душ, ввергнув их в ереси, и отняла у греческой державы весь иноплеменный окраинный Восток[10].
* * *
И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд (3.1). Слова семь духов и семь звезд указывают на необходимость двух толкований: для поместной церкви и V Вселенского собора. К Византийской церкви XIII-XV веков в конце болезни на смертном одре относятся слова: Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Это означает внешние признаки жизни и прошлые заслуги. О настоящем времени церковный историк пишет: Какой-то анонимный греческий писатель, принадлежавший изображаемой эпохе, в написанном им сочинении под заглавием «Каковы причины постигших нас бедствий», представляет печальную картину жизни греков. Он говорит: «Большая часть из нас не знает, что значит быть христианином, а если и знают, не спешат жить сообразно с этим; священники наши поставляются за деньги; они, как и прочий народ, еще до брака вступают в связи с их будущими женами; за подарок духовные отцы прощают грехи и допускают до причастия; монахи, хвалящиеся девственностью, без стыда живут вместе с монахинями… Добродетель все больше и больше исчезает, а грех все усиливается. Наши власти несправедливы, чиновники корыстолюбивы, судьи подкупны, все безнравственны, девы хуже блудниц, священники невоздержаны». Не лучше рисуются нравы византийцев и у других более авторитетных лиц… Народ византийский отупел, испортился, настолько нравственно измельчал, что ожидать от него и теперь, и в будущем решительно было нечего… Отупевший народ гордился тем, что он православен, как будто православие могло идти к лицу таким жалким пустосвятам… Все показывает, что Константинополь пал в действительности не от руки мусульман-турок, а оттого, что в нем почти все было мертво, безжизненно. Явились вороны, потому что Византия представляла собой труп[11].
К V Вселенскому собору 553 г. относятся те же слова: Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы твои дела были совершенны пред Богом (3.1-2). Этот Вселенский собор практически не имел результатов и больше всего известен тем, что на нем осудили Оригена. Значит, слова Иисуса Христа обращенные к собору означают, что собрание епископов по незначительному поводу носит имя Вселенского собора. Не случайно много позднее Трулльский собор 692 года, разработавший сборник канонов, был обозначен «пято-шестым», чтобы задним числом придать легитимность V Вселенскому собору.
Православный богослов критикует собор: Нового богословского вопроса на соборе не ставилось. Тут творилось что-то искусственное и неясное. Топтались на почве халкидонских постановлений, перекапывали эту почву, ища в ней якобы все еще засоряющие ее ядовитые следы полузабытой несторианской ереси. Занимали общее внимание не богословием по существу, а какими-то личностями и невесомыми мелочами около них[12].
Можно отметить одно обстоятельство, обьединяющее обращения к Византийской церкви XV века и V Вселенскому собору, разделенные временем на много веков. Это построенный императором Юстинианом прекрасный собор св. Софии в Константинополе и проведенный им же в этой церкви пустой Вселенский собор. Великолепная внешняя оболочка этого собора и его ничтожное духовное состояние образно иллюстрируют слова: Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Этот образ позже наполнился реальным содержанием, когда великолепный собор святой Софии после падения Византии был превращен в мечеть Ая-София.
* * *
И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой истинный, имеющий ключ (3.7). Это обращение не подразумевает двойного толкования. Вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое (3.8). Данные слова относятся к Русской православной церкви XIV-XV веков, которая не много имела силы. Здесь сила означает понимание – это способность рассуждения для теоретического развития богословия святых отцов. Интеллектуальных усилий духовенства молодого зарождающегося этноса хватило только на то, что сохранил слово Мое. Кроме того, эта фраза означает, что церковь сохранила церковно-славянский язык и текст Библии неизменным. И не отрекся имени Моего, то есть имела простую искреннюю веру, благодаря особому состоянию русской души, имевшей врожденное душевное видение духовного мира. Этот дар этносу выражен словами – Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее – по этому состоянию русской души – познают, что Я возлюбил тебя (3.9) – и назовут «Святая Русь». Слова – сохранил слово терпения… держи, что имеешь – означают практический телесный подвиг русского монашества.
« ‹ 1 2 3 4 5 › »