Богословие Апокалипсиса. Толкование.
Богословие Апокалипсиса. Толкование.
* * *
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит аминь, Свидетель верный и истинный (3.14). Проходит несколько столетий и к Русской православной церкви обращены совсем другие слова: Ты ни холоден, ни горяч… и не знаешь, что ты окаянен и жалок, и нищ и слеп и наг (3.15, 17). Здесь преемственность от предыдущего обращения к Филадельфийской церкви выявляется логически через понятие любовь: Я возлюбил тебя (3.9) ® кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (3.19). Выше я не случайно использовал слово окаянен на церковно-славянском языке, так как по-русски написано несчастен, что неправильно выражает смысл обращения. Окаянный по словарю Даля толкуется как проклятый, нечестивый, изверженный, погибший духовно, несчастный, а так же злой дух и сатана. Несчастным нельзя назвать того, кто говорит о себе: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды.
Выражение извергну тебя из уст Моих (3.16) означает угрозу отнятия Святого Духа из церкви. Поэтому в своем обращении к христианам последней церкви Иисус Христос призывает к прямому непосредственному обращению к Богу: Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться (3.18). Советую купить – означает потрудиться, чтобы приобрести – у Меня – это личное обращение к Иисусу Христу – золото, огнем очищенное – слово Божие, очищенное Духом Святым от всякой примеси лжи – чтобы тебе обогатиться – разумом и знанием Истины. После этого поймем, как мы можем приобрести – белую одежду, чтобы одеться – то есть добродетели – чтобы не видна была срамота наготы твоей – значит избавиться от страстей. Для этого – глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть – что обращает нас к своей совести.
Душевное видение духовного мира[13] русским народом утеряно из-за глупого и невежественного духовенства, которое пускало в эти двери всяких духов. Легкомысленно пренебрегли предупреждением апостола: Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Иоан.4.1). Поэтому Христос, который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит (3.7), закрыл отверстые двери русской души. В результате призраки Божией Матери перестали являться в России, но стали появляться на Западе, например, в Фатиме, где много говорилось о России.
Сейчас у двери нашей души, которая закрыта, стоит Господь: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему (3.20). Следовательно, во-первых, надо слушать голос Христа, а не голос церкви, поэтому Христос предупреждает: Слушайте и разумейте (Мат.15.10). Во-вторых, надо самим открыть запертую дверь нашей души, чтобы вошел туда Христос. Заканчивается обращение словами – имеющий ухо да слышит – то есть имеющий разум да поймет. Думаю, что в наше время началом или обязательным условием самостоятельного обращения ко Христу является наличие интеллекта и совести.
___________________________________
[1] Л.Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли.- М.: «ДИ-ДИК», 1997.- С. 410.
[2] Творения сщмч. Киприана Карфагенского.- М.: «Паломник», 1999.- С. 236.
[3] Карташев А.В. Вселенские соборы.- СПб.: Библиополис, 2002.- С. 35.
[4] Там же.- С. 226-227.
[5] «Есть ли у Бога мать?».- Сайт Ссылка
[6] Протоиерей Г.Флоровский. Восточные Отцы IV-VIII веков.- СТС Лавра, 1999.- Ч. 2.- С. 44, 49.
[7] Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология.- М., Изд. МФТИ, 2000.- С. 162, 163.
[8] Карташев А.В. Вселенские соборы.- С. 223.
[9] Евагрий Схоластик. Церковная история. Книги I-II.- СПб.: Алетейя, 2001.- С. 157-161.
[10] Карташев А.В. Вселенские соборы.- С. 241.
[11] А. Лебедев. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века.- СПб.: Алетейя, 1998.- С. 84, 343, 345.
[12] Карташев А.В. Вселенские соборы.- С. 372.
[13] «Есть ли у Бога мать?». Глава 2. История.
3. Семь печатей и четыре апокалипсических всадника. 4-7 главы
Для автора Откровения отверзлась дверь на небо (4.1) и он видит картины неба и будущего земли. Наверное правильно будет сказать, что он видит Церковь небесную и будущее церкви земной. Кроме Сидящего на престоле на небесах и Агнца, действующими лицами в Церкви небесной являются четыре животных, исполненных очей (4.6), двадцать четыре старца (4.4), семь ангелов (8.2), а также множество святых и других ангелов. Семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих (4.5) означают полноту Святого Духа.
Никакого другого православного бога – Царицы неба и земли – автор на небе не усматривает, ибо все боги народов – идолы (Пс.95.5). Значит, на основании Евангелия можно утверждать, что идол под именем матери Бога – который по «Учению православной Церкви» есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной[1] – существует только в церкви на земле. Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами (Пс.96.7).
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (5.1). Что это за книга и почему никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу? Это Библия – открытое и развивающееся учение Христа о духовной эволюции человечества. Слово Божие было запечатано в Церкви семью печатями семи Вселенских соборов. Таким образом, открытое учение Христа трансформировалось в закрытое учение церкви, значит, превратилось в замкнутую систему. При этом законы термодинамики утверждают, что изолированная система всегда возвращается в состояние хаоса (неведения), то есть эволюция прекращается и начинается деградация.
Христос установил на земле для Церкви закон: и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах (Мат.16.18-19). Этот закон незыблем, как любой другой закон природы, никто не может его нарушить. В соответствии с данным законом, если Церковь запечатала учение Христа семью печатями, то никто их не может снять кроме земной церкви – ни на небе, ни на земле, ни под землею – за исключением самого Христа, который этот закон установил. Поэтому по приближении времени суда Агнец превращается во Льва (5.5). Христос сам снимает печати: И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей (6.1).
В предыдущем обращении Христа к семи церквам говорится одновременно и одними словами о разных понятиях: процессах и событиях, влияющих на процессы. Процесс – это развитие земной церкви в пространстве и времени. События – семь Вселенских соборов. Логично предположить, что данный подход к толкованию Апокалипсиса сохраняется и в последующих главах – это число семь, содержащее одновременно процессы и события. Причем число семь, как это видно на примере семи ангелов, подразделяется на четыре (7.1) и три (14.6-9).
Действительно, четыре апокалиптических всадника появляются при снятии семи печатей. Эти четыре всадника отображают один процесс. Конь означает движение времени – это количество, а цвет коня и всадник указывают на качество – духовное содержание этого времени. Цвет коней соответствует символам всадников, таким образом подчеркивается взаимозависимость качества времени и духовного состояния церкви. Следовательно, всадники обозначают христианскую церковь в четырёх временных интервала в её двухтысячелетней истории, вероятно, эти интервалы времени примерно равны.
В начале предыдущего толкования я указал на карту-график и обозначил кривую процесса, где по оси абсцисс откладывается время. Указанные четыре временных интервала хорошо обьясняются по аналогии с концепцией этногенеза Л.Гумилёва. Не случайно ученый, указывая на пассионарность как атрибут подсознания, нашёл аналог пассионарности в сфере сознания и назвал его «аттрактивность»[2]. Белое время первого всадника – это фаза подьёма – означает духовную победу христианской Церкви и её быстрое рапространение на земле. На это указывают символы: венец и лук – победа и скорость. Потом в соответствии с «кривой этногенеза»[3] идут три фазы затухания.
Рыжее время второго всадника с мечом наступает тогда, когда христианство стало религией государственной. В связи с этим, постепенно разномыслия внутри Церкви (1 Кор.11.19) превратились в борьбу с еретиками, которая стала вестись при помощи государства, значит, с применением насилия. Меч державный (Рим.13.4) стал использоваться как меч духовный (Еф.6.17). В это же время после 3-го Вселенского собора появляется учение церкви о матери у Бога. Христос предупредил об этих временах: Всё это начало болезней (Мат.24.8) – в процессе духовной эволюции церкви появились элементы хаоса (неведения). В седьмом веке сотрудничество церкви и государства оформилось в виде религиозной войны с персами. Почти сразу религиозная война вернулась обратно мусульманским «джихадом», сокрушив восточную половину империи. Потом наступил период иконоборчества.
В соответствии с законами термодинамики духовная энтропия возрастала, и наступает черное время третьего всадника с весами. Здесь черный цвет или тьма отождествляется с неведением. Это время духовного невежества совпадает с эпохой Возрождения (язычества). Выражение – мера пшеницы за динарий, и три меры ячменя за динарий (6.6) – означает девальвацию духовных ценностей, значит, в церкви произошло искажение истины. Следующие слова – елея и вина не повреждай – означают, что присутствие Святого Духа и значение евхаристии в церкви в это время еще сохраняются. Весы в руке всадника говорят о критическом состоянии процесса духовной эволюции – это точка бифуркации.
Я писал о том, что только Русская православная церковь на рубеже 15-16 веков сохраняла потенциальную возможность духовной эволюции для всего человечества, но упустила эту возможность. Флуктуацией, склонившей чашу весов в сторону духовной деградации единственной остававшейся живой поместной церкви, была известная полемика между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. Стяжатели победили.
« ‹ 1 2 3 4 5 › »