Йога сновидения. Практика.
Йога сновидения. Практика.
ПОГРУЖЕНИЕ В СЛИЯНИЕ
Погрузись в слияние с чистым иллюзорным телом.
Взирай затем на свое божественное тело как на иллюзию
И, засыпая, со всей интенсивностью представляй это.
Если во время сна начинают возникать
Формы свирепых зверей, огонь, наводнения
И другие опасности,
Ощущая, что они не существуют в действительности,
А лишь являются видимыми проявлениями,
Медитируй на них
Как на слившихся с твоим умом
И на твоем божественном теле,
Являющемся иллюзией.
Молитесь, чтобы ваша божественная форма во сне могла быть воспринята как иллюзия. В течение дня вам следует не только исполниться решимости осознать свои сновидения, но также постоянно повторять: «Сегодня ночью мне будет недостаточно осознать свои сновидения как таковые. Я должен также трансформироваться в форму божества, являющегося объектом медитации, чтобы она стала иллюзией, видимой, но пустой и свободной от привязанности». Если во время ночного сна благодаря каким-то устрашающим видениям вы сможете без усилий превратиться в божественную форму, это лучше всего. Если вам не удается сделать это, в течение дня размышляйте так: «Я сплю. Эти видимые проявления являются сновидением. Поскольку сновидения являются обманчивыми проявлениями моего собственного ума, их можно изменять как угодно. И сейчас я превращу их в божество». Размышляя таким образом, медитируйте на преображении себя в божественную форму. Тренируйтесь таким образом в этом иллюзорном представлении, подобном сновидению.
Медитируйте на божественной форме, видимой, как отражение в зеркале, не имеющей своей собственной неотъемлемой природы, ясной и пустой, но не привязываясь к ней. Если вы будете выполнять это, то ночью, благодаря возникновению в вашем уме ужасающих и поразительных сновидений, ум ваш естественным образом предстанет в божественной форме, ясной и пустой, подобной иллюзии. Затем, благодаря практике преображения себя в многообразие божественных форм и увеличения их количества, начнут возникать все видимые проявления, и количество ясных, пустотных божественных форм будет увеличиваться.
Погрузись в слияние с ясным светом. В течение дня (размышляй): «Это сон, Это пустота, подобная бесконечному пространству»,
И помести иллюзию в природу ясного света, Который сам по себе пустотен и ясен, Подобно бесконечному пространству. Из этого ясного пространства Возникаешь ты сам в божественной форме, Увеличивая количество этих форм, Трансформируя их и так далее. Удерживай это осознание В течение всего дня, ни на что не отвлекаясь, Ночью же приступи к выполнению Непреложной сути наставлений, Полученных из уст учителя.
Молитесь так: «Пусть я осознаю ясный свет, и пусть я возникну в божественной форме единства из ясного света». В течение дня, представляя иллюзию сновидения, размышляйте с решимостью и убеждением: «Сегодня ночью я помещу свой сон в ясный свет, и из него я возникну в божественной форме». Даже если вы возникнете обычным путем либо в своем собственном обличье, либо в божественной форме, наблюдая это проявление и производящий его ум, вы увидите их как иллюзию, и любая привязанность таким образом будет рассеяна. Пребывая в этом ментальном пространстве, немедленно войдите в состояние медитативного равновесия, свободного от любой двойственности. Как только ум растворится в ясном свете, спонтанно возникнет чистое изначальное осознание, подобное бескрайнему пространству - ясное, пустотное, свободное от концептуализации.
Далее, из того же ментального пространства практикуйте возникновение в божественной форме, пустотной и ясной, и без какой-либо привязанности к ней; это должно напоминать появление рыбы на поверхности воды. Засыпая вечером, направьте свой ум на сияющую белым светом крошечную букву А в вашем горле и поместите свое сознание в состояние медитативного покоя и ясности, оставаясь свободным от привязанностей. Ваше состояние осознания должно быть устойчивым, но не напряженным. Медитируйте таким образом, не позволяя мыслям возникать между состоянием сна и сновидения, и, не допуская отклонений, направьте свой ум на букву А. Сон обычных людей представляет собой состояние затуманенности ума с погружением во тьму. Но для тех, кто достиг осознания белого света, подобного лучам солнца на чистом небе, все видимые проявления возникают в полной ясности, без концептуализации, вызывая радость, без всякого цепляния.
Далее, указывается, что если вы осознаете ясный свет состояния легкого сна, то одновременно с засыпанием у вас будет ощущение ясности и пустотности с небольшой степенью ментальной привязанности; если же вы осознаете ясный свет состояния глубокого сна, у вас будет прочное ощущение непривязанности к ясности и пустотности, подобным бескрайнему пространству. Таким образом вы возникнете из свободного от концептуализации пространства ясного света в божественной форме единства, в обратной последовательности возникновения видимых проявлений и энергий. Выполняя все это, в течение дня тренируйтесь в интенсивном представлении увеличения количества форм, трансформации и т.д., ночью же практикуйте непреложную суть наставлений. Если вы будете тренироваться таким образом, божественные формы заполнят собой все пространство, но не заслоняя друг друга; все они будут проявляться лишенными какой-либо неотъемлемой природы и будут отличаться ясностью, отсутствием концептуализации, блаженством, но без привязанности. Их проявление будет характеризоваться этими тремя признаками.
Погрузись в слияние с промежуточным состоянием.
Если во время ночной практики
Ты сможешь познать единство
Иллюзорного тела, сновидения и промежуточного состояния,
Представь
Игру духовного тела (дхармакайи)
Через постепенное растворение
В конечном ясном свете смерти.
Представь все самовозникающие обманчивые проявления
Как выражение осуществленного иллюзорного тела (самбхогакайи).
Наблюдай пустотность и отсутствие
Истинного существования входных путей
И тренируйся таким образом
В проявлении тела эманации (нирманакайи).
Размышляя так: «Все видимые проявления подобны иллюзиям», или «Этой ночью, когда начнут возникать видимые проявления сновидений, я распознаю промежуточное состояние как таковое», - добейтесь осознания своих снов и далее размышляйте так: «Это все видимые проявления промежуточного состояния. Я буду на практике выполнять наставления относительно промежуточного состояния». Если вы не заблудитесь в своих сновидениях, а осознаете их, то посредством приведения ума и медитации к практическим указаниям о промежуточном этапе, вы достигнете осознания этого промежуточного состояния.
В этом случае человек, обладающий наитончайшей чувствительностью, обретет освобождение в этой жизни, и ему не нужно будет больше испытывать на себе это промежуточное состояние.
Люди, обладающие средним уровнем чувствительности, станут свидетелями появления признаков смерти и произведут духовное тело в ясном свете смерти. Затем, размышляя: «Я возникну в иллюзорном теле единства в промежуточном состоянии и буду служить всем живым существам», - они должны постоянно помнить: «Это видимое проявление, возникающее во время пробуждения, является промежуточным состояниемв. Помня о том, что даже во сне и сновидениях присутствуют ясный свет и промежуточное состояние, а также выполняя медитацию согласно практическим указаниям, во время смерти они будут пребывать в ясном свете пустоты и блаженства, и ум их во время смерти будет являть собой изначальное осознание слияния ясного света матери и дитя. Затем вместо попадания в промежуточное состояние они достигнут освобождения посредством самовозникающей божественной формы единства.
Людей, имеющих низший уровень чувствительности, можно разделить на три группы. Относящиеся к высшей группе медитируют на нераздельности иллюзорного тела, сновидения и промежуточного состояния в любое время, как в бодрствующем состоянии, так и в состоянии сновидения. Если они утвердятся в этом, то в конце концов во время смерти будут достигнуты 1) стадии растворения видимых проявлений объектов шести сфер визуальных форм и т.д., 2) стадии растворения грубых элементов земли в воде и т.д., и 3) стадии растворения грубой концептуализации. Вслед за растворением «видимого проявления», «расширения» и «достижения» духовное тело ясного света возникнет без посредства сотворения. Из свободной игры духовного тела спонтанно само по себе возникнет достигнутое тело, и в силу этого тело эманации обретет полную зрелость и совершит освобождение живых существ с помощью силы своей просветленной деятельности.
Люди, относящиеся к средней группе, не достигшие очищения трех видимых проявлений и не постигшие иллюзорной природы реальности, производят из ясного света три видимых проявления вместе с четырьмя элементами в обратном порядке и на промежуточной стадии обретают тело, возникающее из четырех тонких элементов. С этого момента они начинают следить за появлением видимых проявлений промежуточного состояния и развивать в себе сильное чувство освобождения от иллюзии по отношению к ним. Молясь о том, чтобы получить освобождение в достигнутом теле промежуточного состояния, они производят исследование самих себя и всего того, что перед ними появляется, размышляя так: «Я умер. Эти видимые проявления относятся к промежуточному состоянию, так что я буду тренироваться в распознавании этого промежуточного состояния, каким оно является». Посредством следующего размышления: «Я помещу это ментальное тело промежуточного состояния в ясный свет, и из него я возникну в виде осуществленного тела иллюзорного божественного тела единства», -они возникнут в самопоявляющемся достигнутом теле.
Люди низшей группы испытывают страх в промежуточном состоянии и стремятся к обретению места для нового рождения. Когда же они свободны от сильного желания и чувства отвращения и размышляют: «Я умер», -им не следует бояться. Они должны думать так: «Увы, поскольку рождение, вызванное сильным желанием и отвращением, является великим несчастьем, я сейчас отправлюсь в чистое царство!» - и им следует молиться о том, чтобы получить освобождение в теле эманации в промежуточном состоянии. Лучше всего, если они осознают пустотность входных путей повторного рождения и таким образом закроют их.
Подход среднего уровня относится ко всем видимым проявлениям промежуточного состояния, которые появляются из самого человека, и посредством силы постижения того, что все видимые самопроявления подобны иллюзии и не имеют истинного существования, практикующий прекращает их, превращая видимые проявления, звуки и движение соответственно в божества, мантры и пустоту. Подход низшего уровня состоит в том, чтобы воспрепятствовать дурному перерождению посредством безупречного поведения, принятия прибежища и так далее. С помощью сильного представления, размышляя: «Я попаду в чистое царство!» - они должны выйти из промежуточного состояния при помощи практических указаний по «переносу сознания» и молитвы. По обретении рождения в Сукхавати и других подобных сферах - царствах естественного тела эманации - они достигнут освобождения.
Практикуя таким образом, человек достигнет иллюзорного тела единства уже в этой жизни. Даже если иллюзорное тело не достигнуто, с помощью постоянного взращивания в себе веры и преданности по отношению к своему духовному наставнику, поддержания трепетного отношения к окружающему миру и его обитателям, а также пробуждая в себе ощущение отсутствия истинного существования всех явлений, в уме будут заложены соответствующие отпечатки. Затем с помощью этих отпечатков можно будет достичь освобождения в промежуточном состоянии одним из трех путей, согласно чувствительности практикующего.
Снова и снова поддерживай в себе полноту внимания
И рассматривай окружающий мир и его обитателей
В виде дворца и божеств в нем.
В конце концов ты сможешь возникнуть
Как иллюзорное тело,
Но в промежуточном состоянии
Ты будешь иметь личную свободу.
Получив из уст учителя и сохраняя знания,
Имеющие глубинный смысл,
А также практические указания,
С постамента своих чувств
Я буду вращать колесо дхармы
Во славу удачливых учеников.
Пусть, обретя все это,
Все живые существа
Очистятся от двух типов затуманивания
И от всех ментальных отпечатков,
И пусть без всякого труда и быстро
Достигнут они изначального осознания
Ясного света и иллюзорного тела.
По просьбе высшего тела эманации Кунцанг Падма Лекдуба, давшего разъяснения к учениям, перевод которых изложен выше, я, неразумный монах (Лочен) Дхарма Шри получил представленные выше учения от своего духовного наставника (Тердаг Лингпа) и дал их в виде пояснений. Да будут они безупречны!
Примечание переводчика (на английский): автор этих пояснений, Лочен Дхарма Шри, жил во второй половине семнадцатого столетия и получил вышеизложенные учения от своего брата и духовного наставника, гТер бдаг глинг па, основателя Миндролингского монастыря. Весной 1990 года я получил этот текст и объяснения к нему из уст Гьятрула Ринпоче. В октябре 1991 года я завершил этот перевод, бесценные поправки к которому и предложения сделали Гьятрул Ринпоче, Кхенпо Гьюрме Самдуп и Сангье Кхандро.
Б. Аллан Уоллас