Йога сновидения. Практика. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Йога сновидения. Практика.

Йога сновидения. Практика.

Глава 2

Комментарий Гьятрула Ринпоче

Устный комментарий к оригинальному тексту по освобождению от сущностной иллюзии
Излагаемые здесь учения по йоге сновидений относятся к шести различным промежуточным состояниям, возникающим в цикличном существовании и именуемым «бардо». Если человек получил эти учения и успешно подготовил себя посредством практики, то достижение этого «бардо состояния сновидения» означает одновременную подготовку по всем «состояниям бардо». Схожесть состояний бардо нельзя недооценить, если принять во внимание повторяющиеся циклы обусловленного существования. Бардо сновидений выделяется как отдельное состояние или переживание, с которым вы должны быть очень хорошо знакомы. Практикуя это учение, вам следует соединить это чувство знакомости с реальностью. Данное учение по йоге сновидений основывается на сокровище Ваджрасаттвы, принадлежащем известному тертону Тердаг Лингпе. Оно было записано в виде пояснений, сделанных великим ученым Леченом Дхарма Шри, и являет собой известную практику, относящуюся к традиции Ньингма. Текст этот называется «Освобождение от сущностной иллюзии». Освобождение от иллюзии является непрерывным процессом до тех пор, пока вы остаетесь в состоянии нечистого осознания. Данные пояснения, которые включают в себя оригинальный текст для этой практики, дают вам указания к тому, как освободить ум от нечистого осознания согласно учению о достижении ума Ваджрасаттвы посредством состояния сновидения.
Текст начинается с того, что автор выражает почтение, а затем излагает свою цель. Он выражает почтение руководителю и духовному наставнику Ваджрасаттве в первом стансе оригинального текста. Этот текст дает короткое наставление по тому, как достичь ума Ваджрасаттвы посредством осознания и трансформации снов. Учение делится на две части: подготовительную тренировку и собственно практику.
Подготовительные стадии тренировки включают в себя предварительные практики, именуемые нондро. Нондро можно сравнить с подготовкой земли для посева семян. Вначале вы подготавливаете поле наилучшим образом, удаляя все сорняки, камни, валуны и т. д., делая почву максимально плодородной и легкой для обработки. Та же процедура необходима и в духовной тренировке. Для того чтобы подготовить поле своего ума согласно денной системе, вам следует выполнять предварительные практики. В подготовительных практиках применяются особые искусные методы для «выпалывания» грубых иллюзий в уме и для подготовки самого ума к последующим этапам практики и реализации, таким как проявление божества, растворение, Великое Совершенство и т. д.
Многие из вас непоследовательны и непостоянны как в своей практике, так и в жизни в целом, вы проходите многочисленные взлеты и падения, что напоминает действие качелей. Основная причина, по которой это происходит, состоит в том, что у вас нет фундамента, на котором можно было бы создать стабильность. Вам не удалось возделать чистое поле, ваш ум, который вы могли бы затем применить для выполнения практики. Лучше всего это сделать посредством предварительной тренировки. Многие люди даже после десяти лет практики обнаруживают, что не достигли большого прогресса и что перед ними по-прежнему масса препятствий и сомнений. Единственная причина этого в том, что им не удалось подготовить поле ума, то есть они не выполнили предварительные практики, прежде чем двигаться к более высоким, более продвинутым техникам, которые ум просто не в состоянии воспринять.
Это относится не только к практикующим буддистам, но также и к христианам, мусульманам, индуистам и приверженцам всех других великих религий мира. Основные принципы и заповеди всех истинных религий предельно чисты. То, что вы видите как нечистое, является просто недостаточными способностями их приверженцев. Например, если вы, как буддисты, не можете понять и впитать в себя основные принципы и заповеди практики, то ваш ум окажется поверженным пятью негативными ментальными состояниями: желанием, ненавистью, ревностью, гордостью и неведением. Они являют собой главные препятствия, мешающие вашему продвижению по духовному пути. На самом деле функцией именно предварительной тренировки является подготовка поля ума, чтобы вы могли отбросить грубые иллюзии и взрастить свои глубинные качества. Это позволит вам постичь вашу истинную природу бодхичитты - состояние ума, который заботится о других больше, чем о себе.
Оставим в стороне идею о так называемом духовном пути или религии - если вы сможете выкорчевать эти иллюзии, камни и валуны, из поля своего ума, вы станете почитаемым человеком, уважаемым всеми, и ваше отношение к самому себе и к другим будет более гибким и легким. Если вы сможете - посредством развития мудрости и мастерства - соединить учения со своей жизнью, вы достигнете истинных результатов. Это начинается с познания причины порочности или накопления отрицательной кармы. Обладая пониманием того, что представляют собой десять пороков, и того, что они возникают в результате пяти негативных ментальных состояний, вы подходите все ближе к постижению источника своей подверженности иллюзиям. Рождение в одном из шести состояний воплощения является одной из таких причин. В зависимости от мотивирующей силы и степени интенсивности этой причины новое рождение происходит в одном из царств: в аду, в царстве голодных духов, животных, людей, ревнивых богов или в царстве богов-долгожителей.
Вы можете подумать: «О чем он говорит?! Мы не знаем, что эти так называемые царства существуют на самом деле (кроме, может быть, царств людей, животных и, возможно, духов)». Все эти царства так же реальны, как ваше настоящее осознание данного царства, в котором вы пребываете. Они являют собой те места, где бесчисленные существа проходят через невообразимое количество различных форм жизни. Оставьте в стороне все другие сферы бытия и взгляните на свое собственное царство людей. Самым счастливым рождением из всех является, конечно, рождение человеком, а среди человеческих рождений лучшим является драгоценное рождение. Считается огромной удачей получение драгоценного человеческого рождения с восемью свободами и десятью дарами.
Из восьми свобод четыре являются внешними, и четыре - личными. Вам необходимо внимательно все изучить, с тем чтобы определить, обладаете ли вы ими, ибо если вы ими обладаете, это значит, что вы пребываете в состоянии полной свободы выполнять практику на духовном пути, имея полный потенциал для достижения освобождения уже в этой жизни. Первая внешняя свобода (из четырех свобод от рождения в других состояниях) состоит в свободе от перерождения в царствах ада. Все состояния перерождения создаются умом и возникают в виде проекции ментальных привычек, и царства ада не являются исключением. В этом состоянии бытия существам приходится испытывать невыносимую жару и ужасный холод без каких-либо промежуточных этапов и в течение такого периода времени, который определяется их кармой.
Вторая свобода - это свобода от перерождения в царстве голодных духов, где существа страдают от постоянных неутолимых желаний. Эти существа находятся под постоянным воздействием чувства громадного голода и жажды. Третья свобода - это свобода от перерождения в виде животного. Поскольку вы сами можете наблюдать животное царство, вы знаете о том отсутствии свободы и кармических ограничениях, которые испытывают животные - например, плохое отношение со стороны людей, охота друг за другом, жизнь в состоянии страха и беспокойства, а также такое отсутствие разумности, при котором практически невозможно получить освобождение от цикличного существования, будучи животным. Четвертая свобода - это свобода от перерождения в виде бога - будь то титан, будь то дэв. Вообще-то в сфере бытия богов нет возможности для того, чтобы размышлять об освобождении или духовной практике, и причина этого в огромном влиянии удовольствия и других подобных состояний, которые поглощают все внимание. Если вы не были рождены в каком-либо из этих четырех состояний, это значит, что вы обладаете четырьмя внешними свободами. Теперь перейдем к четырем личным свободам. Первая - это свобода от рождения в варварской стране, например коммунистической, где человек может иметь лишь неверное, ошибочное мировоззрение и никогда не получает шанса на приобщение к какой-либо религиозной вере. Вторая свобода - это свобода от рождения человеком, придерживающимся неверного мировоззрения и неспособного, таким образом, оценить ту истину, которую он услышал, или поверить в нее - например, точка зрения атеиста, не имеющего интереса к религиозным воззрениям или способности их придерживаться. Третья свобода - это свобода от рождения в таком месте, где никогда не было слышно даже звука религии, ибо ее там попросту нет. Четвертая свобода - это свобода от рождения с умственными нарушениями, при которых человек просто не в состоянии понять истину и воплотить ее на практике. Итак, если вы обладаете восемью свободами, вам необычайно повезло.
Что же является причиной восьми состояний не-сво-боды? Основное состояние подверженности иллюзиям, отсутствие осознания своей внутренней природы или отход от нее, вхождение в состояние заблуждения и накопление негативной кармы, основанное на этом заблуждении, - все это дает различные нежелательные результаты.
Десять даров также соотносятся с вами как внешне, в виде обстоятельств, так и лично. К ним относятся рождение в стране, где исповедуется дхарма или религиозные традиции, рождение без нарушения умственных способностей, рождение с умом, обладающим непреложной верой в несокрушимый закон причины и следствия, рождение в период времени, когда в мире существует учение Будды, рождение в ситуации, когда человек встречает истинного наставника, обладающего состраданием, который поведет по духовному пути, и так далее. Если вы рассмотрите эти восемнадцать признаков драгоценного человеческого рождения и поразмышляете о том, обладаете вы ими или нет, выяснится, что, наверное, все из вас, находящихся здесь, их имеют. Теперь вы, должно быть, понимаете, что это определенно является результатом огромного накопления заслуг и практики как в бесчисленных прошлых жизнях, так и в этой. Эти результаты, которые вы сейчас на себе испытываете, чрезвычайно благоприятны. Что было бы, если бы у вас не было всего этого? Что, если бы вы находились совсем в другой ситуации? Вам следует подумать о том, что если вы не обладаете этими свободами и дарами, это означает, что у вас имеется обильное накопление негативной кармы. Но по крайней мере сейчас вы можете поразмыслить о том, что у вас имеется обилие положительной кармы и заслуг, и вы испытываете на себе их непосредственный результат. Вам необходимо ценить это и дорожить этим как самой главной драгоценностью в вашей жизни. Другие вещи, которые вы высоко цените в своей жизни, не имеют такой важности, как, например, привлекательная внешность, деньги, положение и обаяние. В действительности, и особенно в соответствии с духовным путем, эти вещи вообще не имеют никакой важности.
В чем-то мирские качества имеют временный смысл, но подумайте: куда попадут все эти красивые и богатые люди, когда они умрут? В конце концов они должны будут уйти из этой жизни. Мне нет надобности давать вам ответ. Сами подумайте: «Что происходит со всеми миловидными, важными и богатыми людьми?». Ясно, что их жизни не вечны, как и жизни других. Вам нужно задуматься над тем, что ваша настоящая ситуация, когда вы обладаете свободами и дарами, не может длиться вечно. Вы не знаете, когда это закончится. Вы должны подумать о том, что все живые существа, а также и неживые объекты, все подвержено закону непостоянства. Посмотрите вокруг, на другие культуры и страны, на различные бедствия, которые постоянно происходят. И вы ясно увидите неизменное действие закона непостоянства.
Особенно вам необходимо посмотреть на самих себя. Стоя перед зеркалом, всмотритесь хорошенько. Если вы смотрите на других, вы можете видеть непостоянство, но до тех пор, пока вы не примените это к самому себе, это не будет иметь никакого смысла. Вас должно поразить то, что вы теряете себя, свое положение, которое, согласно пути, является очень редким и ценным состоянием свободы и обладания дарами. С каждым днем часть этой великой возможности ускользает.
Если вы желаете совершить путешествие в далекую страну и вам необходимо подходящее транспортное средство, которое бы доставило вас туда, но вы не хотите использовать данный транспорт, продолжая испытывать большое желание попасть туда, это как-то бессмысленно, не так ли? Точно так же, если вы желаете достичь освобождения, и единственным подходящим средством, которое приведет вас к этому результату, является драгоценное человеческое тело, то игнорировать имеющуюся возможность и откладывать ее использование есть огромная ошибка.
Знаете ли вы кого-либо, кто мог бы помочь вам добраться туда? Согласно буддизму, этим наставником является Господь Будда Шакьямуни. Ибо Будда является тем, кто первым привел самого себя туда; он прошел через" все этапы на духовном пути и достиг просветления, став, таким образом, известным как Будда, Полностью Пробужденный. Являясь пробужденным существом, достигшим этого состояния своими собственными усилиями, он обладает всеми возможностями и способностями, чтобы безошибочно указать вам путь посредством своего драгоценного учения - Дхармы, заключающей в себе путь к освобождению. Те, кто поддерживает это учение и следует этому пути, являют собой Сангху, других будд и бодхисаттв, или духовную общину, состоящую из практикующих всех уровней сознания - от уровня бодхисаттв и архатов и ниже. Они представляют собой Три Драгоценных Прибежища: Будду, Дхарму и Сангху.
Если бы я решил подробно изложить тему предварительных практик, мне понадобилась бы на это целая неделя. Очень жаль, что для этого нет времени, так как я хотел бы поговорить об этом. У нас же есть всего один короткий день для того, чтобы рассмотреть основную тему - осознание сновидений. Сейчас я начну излагать ее, но вы, пожалуйста, помните о важности подготовительных тренировок перед этой и всеми другими практиками.
Начиная свою ежедневную практику по йоге сновидений, поразмыслите о своей собственной смерти. Осознайте, что, когда бы вы ни обретали рождение в цикличном существовании, будь это в высоком или низком царстве, сама его природа полна неудовлетворенности и страданий. Постигнув бессмысленность цикличного существования, обуздайте свой ум с помощью чувства огромного разочарования и, ощутив это сильное разочарование, позвольте уму пребывать в состоянии чистого осознания. Находясь в этом состоянии чистого осознания, начните рассматривать свое место проживания как чистое царство, являющее собой выражение природы вашего ума.

« 1 2 3 4 5 6 7 8 »

« Тайна Пирамид. | Техника – «Интуитивные ответы» »