Йога сновидения. Практика.
Йога сновидения. Практика.
Из этой внеконцептуальной сферы ясного света вы ощутите свое спонтанное проявление в форме божества. По мере того как осознание природы своего «я» как божества растворится в открытом, пустотном пространстве ясного света, вы возникнете вновь как воплощение чистой божественной формы. Благодаря постижению пустотности и ясности произойдет естественное проявление иллюзорной божественной формы. И затем начнут возникать бесчисленные проявления как самого практикующего, так и других форм как выражение ясного света, свободное от каких-либо ментальных затемнений. Данное переживание наделено качествами пустотности, ясности и блаженства.
Третье слияние - это слияние с промежуточным состоянием, или бардо. Это бардо рассматривается как переживание, аналогичное тому, которое имеет место перед наступлением вашей следующей жизни. Как гласит оригинальный текст: «Если во время ночной практики ты сможешь познать единство иллюзорного тела, сновидения и промежуточного состояния, представь игру дхар-макайи через постепенное растворение в конечном ясном свете смерти. Представь все самовозникающие видимые проявления как выражения иллюзорной самбхо-гакайи. Наблюдай пустотность и отсутствие истинного существования входных путей и тренируйся таким образом в проявлении нирманакайи».
Здесь вы начинаете тренировку с тем, чтобы подготовиться к промежуточному состоянию, которое являет собой состояние после вашей смерти. С глубокой уверенностью вам следует размышлять о том, что все видимые проявления иллюзорны - и это подобно тому, что вы все время делали до сих пор. Либо вы можете размышлять ночью (имея в виду видимые проявления сновидения): «Я осознаю, что промежуточное состояние является таковым, я узнаю его». Осознайте свои сны и размышляйте так: «Все эти видимые проявления относятся к промежуточному состоянию». В процессе осознавания сновидения представьте, что оно является не чем иным, как промежуточным состоянием, бардо. Затем утвердитесь в глубоком убеждении, что вы выполните все те указания, которые получили от вашего духовного наставника относительно промежуточного состояния, и направьте свой ум на практические наставления относительно промежуточного состояния во время сновидения. Если вы не потеряетесь в своих сновидениях и сможете осознать их, то вы также сможете осознать и промежуточное состояние. Несомненно, вы сделаете это. Вместо сновидения вы будете осознавать то, что будет являться для вас промежуточным состоянием. Людям, обладающим острым интеллектом и высокими способностями, нет необходимости тренироваться в этом, поскольку они и так достигнут освобождения в этой жизни посредством силы, обретенной через выполнение дневной и ночной практики. Им не нужно размышлять о промежуточном периоде, поскольку освобождение для них наступит раньше этого времени. Люди со средними способностями смогут наблюдать тот факт, что они умирают, смогут непосредственно контролировать этот процесс и войти в растворение в ясном свете. Это переживание ясного света будет полностью соответствовать их практике, и из него они проявятся уже в иллюзорном теле единства в промежуточном состоянии.
Однако те, кто способен вызвать проявление иллюзорного тела единства в промежуточном состоянии, должны иметь в виду, что даже во сне и в сновидениях они имеют переживание ясного света промежуточного состояния. Благодаря медитации согласно практическим наставлениям, полученным от своих духовных учителей, во время смерти они будут пребывать в ясном свете, воспринимаемом как блаженное переживание пустоты. Во время смерти их умы переживут слияние ясного света-матери и ясного света-дитя. Эти два ясных света вновь соединяются, подобно тому как ребенок запрыгивает на колени матери, и когда они соединятся и станут единым переживанием, наступит освобождение.
Теперь что касается людей с низшим уровнем чувствительности, которые пока не могут достичь освобождения описанным путем. Можно выделить три категории таких практикующих. Люди высшего уровня низших способностей будут медитировать на неразрывном единстве иллюзорного тела сновидения и промежуточного состояния. Благодаря постоянному поддержанию полноты внимания в течение большей части времени как днем, так и в сновидениях они настолько овладеют практикой, что во время смерти будут иметь следующее переживание: в момент смерти произойдет обычное растворение, при котором объективные проявления шести сознательных состояний, такие как визуальные формы и т. д., растворятся в органах, а элементы тела вновь растворятся в основных элементах вселенной - земли, воды, огня, воздуха и пространства.
Во время этих стадий растворения и когда процесс грубой концептуализации прекратится, видимые проявления растворятся все сразу, одновременно, в тот момент, когда белое семя опустится в сердце. Затем, когда в сердце поднимется красное семя, произойдет растворение бескрайнего пространства. И, наконец, когда красное семя и белое семя сольются воедино, произойдет растворение, именуемое «близким достижением», и ум войдет в бессознательное состояние. И тогда человек, выполнявший эту тренировку (относящийся к высшему уровню низших способностей) войдет в ясный свет. В ясном свете он осознает природу дхармакаии и то, что все видимые проявления возникают как самбхо-гакайя. Затем из самбхогакайи - благодаря силе молитв и обету освободить все живые существа - возникнет нирманакайя. Здесь возникновение нирманакайи представляет собой намеренное направление сознания на то, чтобы получить воплощение исключительно во благо живых существ. И это будет проявлением силы деятельности, основанной на заботе о других.
К людям среднего уровня низших способностей относятся те, кто еще не достиг очищения трех видений, чтобы постичь их как иллюзорную природу, сновидение и промежуточный период. Не сумев очистить эти три видения, они не познают иллюзорную природу реальности, заключающей в себе иллюзию, сновидения и промежуточное состояние. Без такой тренировки они не смогут осознать, что все видимые проявления являются иллюзией. Поэтому, покидая эту жизнь, они не смогут достичь освобождения в ясном свете в момент смерти. Они попадут в бардо подлинной реальности, где опять начнут возникать феноменальные проекции. Именно здесь они начнут вспоминать свою тренировку в только что прожитой жизни, и у них возникнет ощущение очень сильного разочарования по отношению к этим видимым проявлениям. Хотя они не в состоянии осознать истинную природу этих проявлений, интенсивность разочарования, которое они переживут, не даст им привязаться к ним. Затем они начнут молиться о том, чтобы получить освобождение в бардо подлинной реальности, и, используя силу молитв и тех учений, которые они получили во время жизни в теле, а также собственное осознание того, что перед ними предстает, они будут размышлять так: «Я уже умер, я мертв. Я нахожусь в промежуточном периоде. У меня больше нет моего тела, мое тело мертво, и я его отбросил. Я являюсь ментальным телом, путешествующим в бардо. Сейчас мне нужно молиться о том, чтобы получить освобождение. Я должен молиться, чтобы осознать, что природа всех этих видимых проявлений является природой божества самбхогакайи». И в этом состоянии молитвы, когда возникает чистое осознание и ум сливается с природой видимых проявлений, наступает освобождение.